Урбанизированный каркас

Исторически сложился устойчивый во времени и пространстве урбанизиро­ванный каркас территории, включающий урбанизиро­ванные центры и оси.

Урбанизированные узлы (центры) представ­лены городскими поселениями, расположенными вдоль коммуникационных осей и на их пересечении. Все большие и сред­ние города лежат на урбанизированных осях нацио­нального и международного значения.

Урбанизированные оси представляют собой со­вокупность автомобильных, железнодорожных магис­тралей, линии телекоммуникаций и электропередач, газо- и нефтепроводов, образующих транспортно-коммуникационные коридоры. В Беларуси их основу составляют трансевропейские транспортно-коммуни-кационные коридоры: Берлин — Варшава — Минск -Москва — Н.Новгород (коридор №2); Хельсинки -С.-Петербург — Витебск — Орша — Могилев — Гомель -Киев — Любашевка — Кишинев — Бухарест — Димит-ровград — Александруполис (Греция) (коридор №9) и его ответвление Гомель — Жлобин — Минск — Моло-дечно — Вильнюс — Каунас — Клайпеда/Калининград. Они достаточно равномерно расположены на территории страны, что создает благоприятные ус­ловия для хозяйственного развития Беларуси и спо­собствует вхождению ее в формирующуюся единую транспортно-коммуникационную систему Европы.

Природный каркас.

Выполняет средорегулирующую функцию, улучшающие кислородный баланс и климатические характеристики среды, уменьшающие загрязненность воздушного и водного бассейнов.

Природные узлы (центры) природно-экологи­ческого каркаса Беларуси — особо охраняемые при­родные территории (заповедники, заказники, нацио­нальные парки). Они включают наиболее ценные в природном отношении крупные природные террито­риальные образования.

Природные оси — линейные природные структу­ры, формируемые, как правило, вдоль рек и включаю­щие леса и другие природные территории. Они явля­ются коридорами миграции диких животных, растений. Приречные территории часто имеют недостаточную ле­систость, поэтому в пределах водоохранных зон рек тре­буется проведение лесопосадочных работ с учетом ве­личины рек и особенностей строения речных долин с тем, чтобы повысить их экологическую устойчивость и препятствовать загрязнению рек за счет смыва дож­дями загрязняющих веществ с сельхозугодий.

Читать так же:  Развитие градостроительной теории.