В современных условиях городские бюджеты в РФ формируются по запутанным, ненадежным и неэффективным схемам. В действующей редакции Бюджетного кодекса вопрос о финансовой основе муниципального самоуправления отдан на откуп региональным властям. В условиях, когда муниципальные доходы могут быть в любой момент изъяты в пользу субъекта федерации, никто не заинтересован в их получении. По этой причине в городах сами собой отпадают стимулы повышения собираемости налогов, расширения налогооблагаемой базы и вообще пополнения муниципального бюджета.
Не имея надежных источников средств, в т.ч. гарантированной законом доли налоговых сборов, города по сути оказались без собственной финансовой базы. Из-за этого не обеспечено формирование городских бюджетов, позволяющих городам полноценно функционировать и развиваться, в том числе — нет возможности полноценно планировать свое развитие.
Лучше обстоят дела в таких крупных городах как Москва и Петербург, которые являются одновременно субъектами федерации и имеют больше возможностей распоряжаться налогами. Так, Москва наполняет свой бюджет за счет следующих источников: налога на прибыль (30%), подоходного налога с физических лиц (20%), НДС (12%) и т.д. На последнем месте налог за пользование землей (3%) и то с большим недобором (77% от плана). Относительно малую долю в бюджете составляют неналоговые поступления (от госсобственности, продажи госимущества, коммерческой продажи жилья и продажи прав аренды земельных участков).
Для основной же массы российских городов основным источником средств для бюджета является подоходный налог с физических лиц, и поскольку доходы малы, то бюджеты не покрывают и половины городской потребности.