Серьезные про­блемы в градостроительстве возникли в связи с переходом функ­ций управления этой сферой от государственной централизован­ной системы к региональным и местным органам. Вся мировая практика свидетельствует о том, что этот переход необходим и оправдан, однако отсутствие в России отработанных правовых механизмов градостроительного регулирования и местного само­управления обернулось негативными проявлениями рынка в планировке и застройке городов, неупорядоченностью земельных отношений, растущим имущественным расслоением населения городов, обострением экологии и множеством других проблем.

Камнем преткновения местного самоуправления является проблема раздела собственности (городская земля, недвижи­мость, производственные объекты) на федеральную, региональ­ную и муниципальную. Инвентаризация федеральной недвижи­мости не закончена, критериев раздела собственности на феде­ральную и муниципальную до сих пор нет, и это создает серьез­ные проблемы. Например, управление государственными паке­тами акций местных предприятий, осуществляемое из федераль­ного центра, малоэффективно и не учитывает региональных и муниципальных интересов и условий. Есть проблемы и с финан­сированием государственной недвижимости в городах.

Главный вывод таков: города должны обрести все права собственности на землю и недвижимость в своих границах. От­сутствие прав собственности на землю и недвижимость у муни­ципальных властей лишает смысла проведение ими какой бы то ни было экономической политики. Поэтому муниципалитеты (вместе с Союзом российских городов) выступают за предостав­ление ни права распоряжаться собственностью в пределах своих образований, гарантируя при этом повышение эффективности управления.

Читать так же:  Особенности пространственной организации региональных и местных природных парков.