В совре­менных условиях городские бюджеты в РФ формируются по за­путанным, ненадежным и неэффективным схемам. В действую­щей редакции Бюджетного кодекса вопрос о финансовой основе муниципального самоуправления отдан на откуп региональным властям. В условиях, когда муниципальные доходы могут быть в любой момент изъяты в пользу субъекта федерации, никто не заинтересован в их получении. По этой причине в городах сами собой отпадают стимулы повышения собираемости налогов, расширения налогооблагаемой базы и вообще пополнения муни­ципального бюджета.

Не имея надежных источников средств, в т.ч. гарантиро­ванной законом доли налоговых сборов, города по сути оказа­лись без собственной финансовой базы. Из-за этого не обеспече­но формирование городских бюджетов, позволяющих городам полноценно функционировать и развиваться, в том числе — нет возможности полноценно планировать свое развитие.

Лучше обстоят дела в таких крупных городах как Москва и Петербург, которые являются одновременно субъектами феде­рации и имеют больше возможностей распоряжаться налогами. Так, Москва наполняет свой бюджет за счет следующих источ­ников: налога на прибыль (30%), подоходного налога с физиче­ских лиц (20%), НДС (12%) и т.д. На последнем месте налог за пользование землей (3%) и то с большим недобором (77% от плана). Относительно малую долю в бюджете составляют нена­логовые поступления (от госсобственности, продажи госимуще­ства, коммерческой продажи жилья и продажи прав аренды зе­мельных участков).

Для основной же массы российских городов основным источником средств для бюджета является подоходный налог с физических лиц, и поскольку доходы малы, то бюджеты не по­крывают и половины городской потребности.

Читать так же:  Шпаргалки по градостроительству.