ОБЩИЕ КОНСТРУКТИВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ.

Конструкции набережных.

Конструкция причальной набережной должна обеспечивать нормальную эксплуатацию и надёжность сооружения, которая обуславливается согласно СТ СЭВ 384-76 безотказностью, ремонтопригодностью, сохраняемостью и долговечностью. При проектировании необходимо учитывать, что моральный износ сооружения может наступить задолго до его физического износа, и может потребоваться реконструкция сооружения, например, для увеличения нагрузок, глубины перед стенкой и др., а также разборка сооружения для возведения на его месте нового. Указанные работы должны быть легко осуществимы, а потери материалов и конструкций реконструируемого сооружения минимальны. Этому требованию хорошо отвечают конструкции из металла, массивовая кладка и некоторые другие.

При проектировании причальных набережных необходимо предусматривать:

деформационные швы (температурные и температурно-осадочные), дренажные устройства (при необходимости снижения уровня воды за сооружением), шапочную балку   (брус), соединяющую по верху  лицевые элементы набережной; швартовные устройства; защиту от выноса грунта засыпки, защиту лицевых поверхностей от навала и истирающего действия льда, судов и др.; защиту дна перед сооружением от размыва его течением и движителями судов; защиту элементов конструкции от коррозии; мероприятия, обеспечивающие соблюдение требований техники безопасности при выполнении погрузочно-разгрузочных работ.

Швартовные устройства, средства защиты от воздействия плавающих тел, устройства, обеспечивающие соблюдение требований техники безопасности наряду с рядом других объединяются в понятие «оборудование причальных набережных».

Сопряжение причальной набережной с берегом, как правило, осуществляется при помощи открылков. На реках верховой открылок обычно направлен под углом 45° к линии кордона набережной, а низовой — под углом 90°. На водохранилищах открылки, как правило, располагают под прямым углом к кордону. Однако углы могут быть меньше указанных, если это диктуется особенностями расположения крановых и железнодорожных путей и пр., следует это учитывать при городском планировании.

Читать так же:  Озеленение городских территорий.

Причальные набережные, возводимые на не скальном основании, должны быть разделены по длине на секции деформационными швами (температурными и температурнр-осадочными), а возводимые на скальном основании — температурными швами. Расстояние между деформационными швами (длина секции) устанавливается в зависимости от климатических и геологических условий, конструктивных особенностей набережной, последовательности Производства работ, но во всех случаях не должно превышать 30 м. Расстояние между деформационными швами в гравитационных конструкциях должно назначаться таким, чтобы геологическое строение основания по длине секции существенно не менялось. При   строительстве   в  сейсмических ч  районах,     т.е.     при сейсмичности 7 баллов и выше, длина секций должна быть   не   более 15 м.

Конструкция деформационных швов дает возможность обеспечивать взаимное перемещение соседних секций, исключать навал соседних секций при осадках грунта. В гравитационных конструкциях набережных межсекционые швы, как правило, не должны сужаться кверху. На уровне подошвы стены ширина шва должна быть   не менее 2 см.

В шпунтовых, ячеистых и других тонкостенных сборных конструкциях набережных межсекционные швы устраиваются только в омоноличиваюших элементах: шапочной балке, распределительном поясе и т.п. При этом они должны располагаться над вертикальным неомоноличенным стыком между сборными элементами.

Шапочная балка должна надежно соединяться с лицевыми элементами набережной и распределять сосредоточенные нагрузки, (например от судов) между ними. Шапочную балку в зависимости от конструкции набережной следует выполнять из монолитного или сборного железобетона, а также из металла. Железобетонная шапочная балка обычно имеет высоту и ширину не менее 0,7 м. В местах установки тумб делается уширение не менее чем до 1м.

Лицевые элементы шпунтовых и уголковых набережных, как правило, следует анкеровать в пределах 1/3 высоты набережной в зависимости от положения строительного уровня вода, а железобетонные шпунты прямоугольного сечения — за верх.

Читать так же:  Ограждение из буронабивных свай.

Размещение точки анкеровки ниже строительного уровня осложняет возведение набережной. При высоте наданкерной части шпунта больше 3-4 м чрезмерно возрастает требуемое сечение и армирование шпунта, а также сечение анкерной тяги. Но иногда, особенно при небольшой высоте набережной, на увеличение высоты наданкерной части свыше 1/3 высоты набережной имеет смысл идти с целью уменьшения глубины погружения шпунта.

Анкерные опоры в шпунтовых набережных рекомендуется, как правило, выполнять в виде вертикальных железобетонных плит. Железобетонные анкерные плиты    рекомендуется принимать прямоугольного сечения. Зазор между железобетонными анкерными плитами должен быть не менее 5 см. Перед установкой анкерных плит «в воду» следует предусматривать грубое равнение поверхностного слоя грунта.

Анкерные тяги рекомендуется выполнять из стали круглого или прямоугольного сечения. В отдельных случаях при наличии производственной базы рекомендуется применять железобетонные анкерные тяги с предварительно-напряженной высокопрочной арматурой.

Анкерные тяги из стали круглого сечения рекомендуется применять при анкеровке за отдельно стоящие опоры (анкерные стенки, плиты и пр.). Такие тяги обычно собирают из звеньев длиной не более 12 м, соединенных между собой с помощью натяжных муфт (талрепов). Натяжные муфты должны располагаться выше строительного уровня воды.

При специальном обосновании анкерные тяги могут быть без соединительных муфт и при длине свыше 12 м, если обеспечены условия для их установки (траверсы и пр.) и натяжения (гайкой на опоре и др.). Металлические анкерные тяги прямоугольного сечения рекомендуется применять в гравитационных набережных при анкеровке за фундаментные плиты, массивы — гиганты и другие элементы сооружения. Такие тяги, как правило, изготовляются из одного звена. Целесообразно прямоугольное сечение анкерных тяг принимать с отношением ширины (толщины) к высоте от 1:5 до 1:10. При этом толщина тяги должна приниматься не менее 12 мм.

Читать так же:  Планировка территорий общественных учреждений.

Узлы крепления анкерных тяг, как правило, следует выполнять шарнирными. Конструкция шарнирного соединения должна исключать возможность защемления анкерной тяги в узле. Крепления анкерных тяг прямоугольного сечения к железобетонным элементам в гравитационных набережных рекомендуется выполнять на одном конце с помощью шарнира с пальцем, а на другом с помощью сварки тяги с закладной деталью. Конструкция сварного узла должна обеспечивать поворот тяги в узле соединения за счет малой жесткости   закладной детали в вертикальной плоскости (пластический шарнир). Жесткие анкерные устройства, как правило рекомендуется соединять с лицевым элементом стены с возможность вертикального смещения. Для уменьшения неравномерности натяжения анкерных тяг шпунтовых набережных и устранения возможных перегрузов отдельных элементов набережной рекомендуется предусматривать

предварительное напряжение анкеров (выбор слабины) при помощи
соединительных муфт — талрепов или концевых гаек до того, как будет полностью засыпана пазуха набережной. Для этой цели. рекомендуется  использовать  специальные компенсаторы, пружинные, срезные  и пр.

Популярно

Математические модели поверхности Земли, применяемые в геодезии.

1. Если бы Земля была бы однородной, неподвижной и подвержена только действию внутренних сил тяготения, она имела бы форму шара. 2. Под действием центробежной силы, вызванной...

Эффективные способы утепления квартиры изнутри

Узнайте, как эффективно утеплить квартиру изнутри, чтобы сохранить тепло и снизить затраты на отопление.

Замена труб в ванне

Для проведения этого этапа ремонтных работ вам, скорее всего, потребуется помощь специалистов: сварщика и сантехника. Замена труб в ванне начинается с замены стояка, однако...

Салат с горчицей — новый салат, который вы должны попробовать!

Любители острой пищи обычно используют горчицу или перец чили, чтобы сделать свои салаты более аппетитными. Салатная горчица — растение из семейства капустных, которое часто...

Измерение теодолитом вертикальных углов (углов наклона).

Поскольку вертикальные углы измеряются в основном при тригонометри­ческом нивелировании, работу начинают с измерения высоты инструмента i. Каждый раз, наводя на наблюдаемую точку, отмечают высоту...