Конструкции набережных.
Конструкция причальной набережной должна обеспечивать нормальную эксплуатацию и надёжность сооружения, которая обуславливается согласно СТ СЭВ 384-76 безотказностью, ремонтопригодностью, сохраняемостью и долговечностью. При проектировании необходимо учитывать, что моральный износ сооружения может наступить задолго до его физического износа, и может потребоваться реконструкция сооружения, например, для увеличения нагрузок, глубины перед стенкой и др., а также разборка сооружения для возведения на его месте нового. Указанные работы должны быть легко осуществимы, а потери материалов и конструкций реконструируемого сооружения минимальны. Этому требованию хорошо отвечают конструкции из металла, массивовая кладка и некоторые другие.
При проектировании причальных набережных необходимо предусматривать:
деформационные швы (температурные и температурно-осадочные), дренажные устройства (при необходимости снижения уровня воды за сооружением), шапочную балку (брус), соединяющую по верху лицевые элементы набережной; швартовные устройства; защиту от выноса грунта засыпки, защиту лицевых поверхностей от навала и истирающего действия льда, судов и др.; защиту дна перед сооружением от размыва его течением и движителями судов; защиту элементов конструкции от коррозии; мероприятия, обеспечивающие соблюдение требований техники безопасности при выполнении погрузочно-разгрузочных работ.
Швартовные устройства, средства защиты от воздействия плавающих тел, устройства, обеспечивающие соблюдение требований техники безопасности наряду с рядом других объединяются в понятие «оборудование причальных набережных».
Сопряжение причальной набережной с берегом, как правило, осуществляется при помощи открылков. На реках верховой открылок обычно направлен под углом 45° к линии кордона набережной, а низовой — под углом 90°. На водохранилищах открылки, как правило, располагают под прямым углом к кордону. Однако углы могут быть меньше указанных, если это диктуется особенностями расположения крановых и железнодорожных путей и пр., следует это учитывать при городском планировании.
Причальные набережные, возводимые на не скальном основании, должны быть разделены по длине на секции деформационными швами (температурными и температурнр-осадочными), а возводимые на скальном основании — температурными швами. Расстояние между деформационными швами (длина секции) устанавливается в зависимости от климатических и геологических условий, конструктивных особенностей набережной, последовательности Производства работ, но во всех случаях не должно превышать 30 м. Расстояние между деформационными швами в гравитационных конструкциях должно назначаться таким, чтобы геологическое строение основания по длине секции существенно не менялось. При строительстве в сейсмических ч районах, т.е. при сейсмичности 7 баллов и выше, длина секций должна быть не более 15 м.
Конструкция деформационных швов дает возможность обеспечивать взаимное перемещение соседних секций, исключать навал соседних секций при осадках грунта. В гравитационных конструкциях набережных межсекционые швы, как правило, не должны сужаться кверху. На уровне подошвы стены ширина шва должна быть не менее 2 см.
В шпунтовых, ячеистых и других тонкостенных сборных конструкциях набережных межсекционные швы устраиваются только в омоноличиваюших элементах: шапочной балке, распределительном поясе и т.п. При этом они должны располагаться над вертикальным неомоноличенным стыком между сборными элементами.
Шапочная балка должна надежно соединяться с лицевыми элементами набережной и распределять сосредоточенные нагрузки, (например от судов) между ними. Шапочную балку в зависимости от конструкции набережной следует выполнять из монолитного или сборного железобетона, а также из металла. Железобетонная шапочная балка обычно имеет высоту и ширину не менее 0,7 м. В местах установки тумб делается уширение не менее чем до 1м.
Лицевые элементы шпунтовых и уголковых набережных, как правило, следует анкеровать в пределах 1/3 высоты набережной в зависимости от положения строительного уровня вода, а железобетонные шпунты прямоугольного сечения — за верх.
Размещение точки анкеровки ниже строительного уровня осложняет возведение набережной. При высоте наданкерной части шпунта больше 3-4 м чрезмерно возрастает требуемое сечение и армирование шпунта, а также сечение анкерной тяги. Но иногда, особенно при небольшой высоте набережной, на увеличение высоты наданкерной части свыше 1/3 высоты набережной имеет смысл идти с целью уменьшения глубины погружения шпунта.
Анкерные опоры в шпунтовых набережных рекомендуется, как правило, выполнять в виде вертикальных железобетонных плит. Железобетонные анкерные плиты рекомендуется принимать прямоугольного сечения. Зазор между железобетонными анкерными плитами должен быть не менее 5 см. Перед установкой анкерных плит «в воду» следует предусматривать грубое равнение поверхностного слоя грунта.
Анкерные тяги рекомендуется выполнять из стали круглого или прямоугольного сечения. В отдельных случаях при наличии производственной базы рекомендуется применять железобетонные анкерные тяги с предварительно-напряженной высокопрочной арматурой.
Анкерные тяги из стали круглого сечения рекомендуется применять при анкеровке за отдельно стоящие опоры (анкерные стенки, плиты и пр.). Такие тяги обычно собирают из звеньев длиной не более 12 м, соединенных между собой с помощью натяжных муфт (талрепов). Натяжные муфты должны располагаться выше строительного уровня воды.
При специальном обосновании анкерные тяги могут быть без соединительных муфт и при длине свыше 12 м, если обеспечены условия для их установки (траверсы и пр.) и натяжения (гайкой на опоре и др.). Металлические анкерные тяги прямоугольного сечения рекомендуется применять в гравитационных набережных при анкеровке за фундаментные плиты, массивы — гиганты и другие элементы сооружения. Такие тяги, как правило, изготовляются из одного звена. Целесообразно прямоугольное сечение анкерных тяг принимать с отношением ширины (толщины) к высоте от 1:5 до 1:10. При этом толщина тяги должна приниматься не менее 12 мм.
Узлы крепления анкерных тяг, как правило, следует выполнять шарнирными. Конструкция шарнирного соединения должна исключать возможность защемления анкерной тяги в узле. Крепления анкерных тяг прямоугольного сечения к железобетонным элементам в гравитационных набережных рекомендуется выполнять на одном конце с помощью шарнира с пальцем, а на другом с помощью сварки тяги с закладной деталью. Конструкция сварного узла должна обеспечивать поворот тяги в узле соединения за счет малой жесткости закладной детали в вертикальной плоскости (пластический шарнир). Жесткие анкерные устройства, как правило рекомендуется соединять с лицевым элементом стены с возможность вертикального смещения. Для уменьшения неравномерности натяжения анкерных тяг шпунтовых набережных и устранения возможных перегрузов отдельных элементов набережной рекомендуется предусматривать
предварительное напряжение анкеров (выбор слабины) при помощи
соединительных муфт — талрепов или концевых гаек до того, как будет полностью засыпана пазуха набережной. Для этой цели. рекомендуется использовать специальные компенсаторы, пружинные, срезные и пр.