Выбор конструкции причальных набережных должен производиться на основании технико-экономического сопоставления вариантов с учётом требований технических правил по экономному расходованию основных строительных материалов. Следует выбирать такую конструкцию, которая позволяет использовать:
- местные строительные материалы и местные производственные базы,
- механизмы, имеющиеся у строительной организации;
- минимальное число типоразмеров элементов;
- типовые индустриальные конструкции и детали;
- прогрессивные методы строительства (сборный железобетон, гидромеханизацию и пр.).
При этом рекомендуется применять конструкции, состоящие из тонкостенных железобетонных элементов, за исключением случаев, когда их изготовление на месте невозможно, а доставка элементов с производственных баз экономически нецелесообразна.
При выборе вариантов конструкций причальных набережных, если грунтовые условия позволяют осуществить погружение шпунта, в первую очередь следует рассматривать шпунтовые набережные.
Гравитационные набережные следует проектировать, в основном, на грунтах, затрудняющих или не допускающих погружение шпунта, и свай.
Основные условия применения и характерные размеры наиболее распространенных шпунтовых и свайных причальных набережных приведены в табл. 1, гравитационных — в табл.2.
Основные условия применения и характерные размеры набережных на грунтах, позволяющих погружение шпунта и свай.
Название и схема набережной | Высота H, м | Условия строительства и эксплуатации | Характерные размеры. |
Шпунтовая безанкерная
|
До 6
|
Без ограничений
|
t=(0,8+1,2)Н |
Шпунтовая одноанкерная
|
От 4 до 11
|
Строительные уровни воды ниже узлов крепления анкерных тяг
|
hk=(0,15-0,35)H t= (0.4-0.8)H t1= (0.4-0.5)Y h= (0.25-0.5)t1 La=(1.0-2.0)H |
По наУН1я с•овая одноанкер-надстройкой | От 11
до 15
|
Строительные уровни воды ниже узлов крепления анкерных тяг
|
H1=3-6 м
hk ≤ 0.15H1 t= (0.4-0.6)H t1= (0.5-0.7)Н h=(0.25-0.4)t1 La=(1.0-2.0)H
|
Шпунтовая заанкеренная наклонными сваям | До 10
|
Преимущественно при береговой полосе, затрудняющей установку других анкерных опор
|
hk ≤ 0,3H1
t= (0.6-0.9)H e=0.5-0.7 м i= (1:0.3)-(1:0.4) |
Свайный безраспорный ростверк (эстакада) | Любая
|
Отсутствие значительных ледовых нагрузок; небольшие колебания навигационных уровней воды | d=2-4 м
|
[adsshortcode]
Основные условия применения и характерные размеры гравитационных набережных.
Название и схема набережной | Высота, м | Условия строительства, и
эксплуатации |
Характерные размеры | |
Из массивной кладки | До 14
|
Преимущественно в особо суровых условиях, в исключительных случаях
|
В=(0.5-0.8)Н
H1= (0-0.7)Н |
|
Из крупных плавучих блоков (из массивов-гигантов) с надстройкой | До 14
|
Строительство «в воду»; наличие базы для изготовления и возможность сплава блоков
|
В=(0.7+0.9)Н
Н1=(0+0.7)Н Длина блока L=10-25 м |
|
Ячеистые, из оболочек
большого диаметра и тонких железобетонных панелей
|
До 10
|
Преимущественно строительство «в воду»:
|
В=(0.7+1.3)Н
t=1.5-2 м Н1=3-6 м |
|
Уголкового профиля с анкеровкой за фундаментную плиту | До 14
|
Преимущественно
строительство «насухо»
|
В=(0.75-1.0)Н | |
Из шпунта с жестким анкерным устройством | До 10
|
Преимущественно
строительство «в воду»
|
В=(0.8+1.5)Н
h1=(0.2+0.3)Н |
|
Примечание: Строительство «в воду» означает строительство при уровне воды вше- отметки проектного дна, строительство «насухо» — при уровне води ниже отметки проектного дна.
[adsshortcodetwo]
Многочисленные сопоставительные расчеты показали, что, несмотря на изменение цен и расценок на строительные материалы и работы, соотношение сметных стоимостей различных, конструкций причальных набережных относительно стабильно. Существенным фактором для выбора конструкции является продолжительность строительства, т.к. более сжатые сроки строительства в некоторых случаях позволяют получить значительный экономический эффект за счёт снижения эксплуатационных издержек или получения прибыли за счет более раннего ввода сооружения в
эксплуатацию. Опыт и расчёты показывают, что, например, по сравнению с одноанкерным больверком, набережная из шпунта с жестким анкерным устройством или ячеистая из тонких железобетонных панелей может быть возведена в 1,5 и более раз быстрее, а набережная из крупных плавучих блоков при установке их в сооружение с помощью плавкранов большой грузоподъемности — в несколько раз.
Откосные набережные с бычками и палами могут быть рекомендованы при применении стационарных перегрузочных средств непрерывного действия (для гравийно-сортировочных заводов нефтебаз, элеваторов и др.).
При выборе конструкции следует иметь в виду, что на многие из них (шпунтовые, уголковые, ячеистые из железобетонных панелей и др.) разработаны типовые проекты, использование которых существенно упрощает проектирование, заказ и изготовление элементов набережных. Проектирование больверков и уголковых стен в значительной степени автоматизировано. Однако, проектные организации совместно с заказчиком имеют право совместно определять степень использования типовой проектной документации, вносить в неб изменения, а также применять нетиповые конструкции вместо типовых при улучшении показателей стоимости, снижении расхода материалов или трудоемкости строительства.
Причальные набережные, сооружаемые в населенных пунктах, проектируют с учетом архитектурных особенностей этих населенных пунктов.
При строительстве в сейсмических районах (т.е. при сейсмичности 7 баллов и выше)
следует, как правило, применять конструкции, не подверженные одностороннему давлению грунта, т.е. эстакадного типа, откосные с бычками и палами. При невозможности выполнения этого условия рекомендуются заанкеренные стальные шпунтовые набережные при нескальных грунтах основания, набережные из массивов-гигантов — при скальных. В последнем случае целесообразна и набережная с
жестким анкерным устройством, выполненная из стального шпунта. При сейсмичности 7 и 8 баллов допускает применение кладки из обыкновенных массивов с выполнением специальных конструктивных мероприятий по усилению монолитности сооружений. Высота подпорных стен из бетона но должна превышать 12 метров при сейсмичности 8 баллов, и 10 метров — 9 баллов.
При реконструкции причальной набережной в связи с ее физическим или моральным износом, как правило, целесообразно включение существующего сооружения в состав нового, используя его в качестве анкерующего, экранирующего и т.д. элемента. Обычно в таких случаях перед существующей набережной возводится гравитационная, свайная (эстакадная) или шпунтовая набережная-оторочка, связанная с существующей или имеющая независимую от нее анкеровку.