ВЫБОР КОНСТРУКЦИИ ПРИЧАЛЬНЫХ НАБЕРЕЖНЫХ.

ВЫБОР КОНСТРУКЦИИ ПРИЧАЛЬНЫХ НАБЕРЕЖНЫХ.

21.12.2021 Выкл. Автор Владислав

Выбор конструкции причальных набережных должен производиться на основании технико-экономического сопоставления вариантов с учётом требований технических правил по экономному расходованию основных строительных материалов. Следует выбирать такую конструкцию, которая позволяет использовать:

  • местные строительные материалы и местные производственные базы,
  • механизмы, имеющиеся у строительной организации;
  • минимальное число типоразмеров элементов;
  • типовые индустриальные конструкции и детали;
  • прогрессивные методы строительства (сборный железобетон, гидромеханизацию и пр.).

При этом рекомендуется применять конструкции, состоящие из тонкостенных железобетонных элементов, за исключением случаев, когда их изготовление на месте невозможно, а доставка элементов с производственных баз экономически нецелесообразна.

При выборе вариантов конструкций причальных набережных, если грунтовые условия позволяют осуществить погружение шпунта, в первую очередь следует рассматривать шпунтовые набережные.

Гравитационные набережные следует проектировать, в основном, на грунтах, затрудняющих или не допускающих погружение шпунта, и свай.

Основные условия применения и характерные размеры наиболее распространенных шпунтовых и свайных причальных набережных приведены в табл. 1, гравитационных – в табл.2.

Основные условия применения и характерные размеры набережных на грунтах, позволяющих погружение шпунта и свай.

Название и схема набережной Высота H, м Условия строительства и эксплуатации Характерные размеры.
Шпунтовая безанкерная

 

До 6

 

 

Без ограничений

 

 

t=(0,8+1,2)Н
Шпунтовая одноанкерная

 

 

 

От 4 до 11

 

 

 

 

 

 

Строительные уровни воды ниже узлов крепления анкерных тяг

 

 

 

 

 

 

 

hk=(0,15-0,35)H

t= (0.4-0.8)H

t1= (0.4-0.5)Y

h= (0.25-0.5)t1

La=(1.0-2.0)H

По наУН1я с•овая одноанкер-надстройкой От 11

до 15

 

 

 

 

 

 

Строительные уровни воды ниже узлов крепления анкерных тяг

 

 

 

 

 

 

H1=3-6 м

hk ≤ 0.15H1

t= (0.4-0.6)H

t1= (0.5-0.7)Н

h=(0.25-0.4)t1

La=(1.0-2.0)H

 

Шпунтовая заанкеренная наклонными сваям До 10

 

 

 

Преимущественно при береговой полосе,  затрудняющей установку других анкерных опор

 

 

 

hk ≤ 0,3H1

t=  (0.6-0.9)H

e=0.5-0.7 м

i= (1:0.3)-(1:0.4)

Свайный безраспорный ростверк   (эстакада) Любая

 

 

Отсутствие значительных ледовых нагрузок; небольшие колебания навигационных уровней воды d=2-4 м

 

[adsshortcode]

Основные условия применения и характерные размеры гравитационных набережных.

Название и схема набережной Высота,  м Условия строительства, и

эксплуатации

Характерные размеры
Из массивной кладки До 14

 

 

 

 

 

 

 

Преимущественно в особо суровых условиях,  в исключительных случаях

 

 

 

 

 

 

 

В=(0.5-0.8)Н

H1= (0-0.7)Н

Из крупных плавучих блоков (из массивов-гигантов) с надстройкой До   14

 

 

 

 

 

Строительство «в воду»;  наличие базы для изготовления и возможность сплава блоков

 

 

 

 

В=(0.7+0.9)Н

Н1=(0+0.7)Н

Длина блока

L=10-25 м

Ячеистые, из оболочек

большого диаметра и тонких железобетонных панелей

 

До 10

 

 

 

 

Преимущественно строительство “в воду”:

 

 

 

 

В=(0.7+1.3)Н

t=1.5-2 м

Н1=3-6 м

Уголкового профиля с анкеровкой за фундаментную плиту До 14

 

 

Преимущественно

строительство “насухо”

 

 

В=(0.75-1.0)Н
Из шпунта с жестким анкерным устройством До 10

 

 

Преимущественно

строительство “в воду”

 

 

В=(0.8+1.5)Н

h1=(0.2+0.3)Н

Примечание: Строительство “в воду” означает строительство при уровне воды вше- отметки проектного дна, строительство “насухо” – при уровне води ниже отметки проектного дна.

[adsshortcodetwo]

Многочисленные сопоставительные расчеты показали, что, несмотря на изменение цен и расценок на строительные материалы и работы, соотношение сметных стоимостей различных, конструкций причальных набережных относительно стабильно. Существенным фактором для выбора конструкции является продолжительность строительства, т.к. более сжатые сроки строительства в некоторых случаях позволяют получить значительный экономический эффект за счёт снижения эксплуатационных издержек или получения прибыли за счет более раннего ввода сооружения в
эксплуатацию. Опыт и расчёты показывают, что, например, по сравнению с одноанкерным больверком, набережная из шпунта с жестким анкерным устройством или ячеистая из тонких железобетонных панелей может быть возведена в 1,5 и более раз быстрее, а набережная из крупных плавучих блоков при установке их в сооружение с помощью плавкранов большой грузоподъемности – в несколько раз.

Откосные набережные с бычками и палами могут быть рекомендованы при применении стационарных перегрузочных средств непрерывного действия (для гравийно-сортировочных заводов нефтебаз, элеваторов и др.).

При выборе конструкции следует иметь в виду,   что   на многие из них (шпунтовые, уголковые, ячеистые   из   железобетонных панелей и др.) разработаны типовые проекты, использование которых существенно упрощает проектирование, заказ и изготовление элементов набережных. Проектирование больверков и уголковых   стен   в   значительной   степени   автоматизировано. Однако, проектные организации совместно с заказчиком имеют право совместно определять степень использования типовой проектной документации, вносить в неб изменения, а   также применять нетиповые конструкции   вместо   типовых   при   улучшении показателей     стоимости,     снижении    расхода    материалов      или трудоемкости строительства.

Причальные набережные, сооружаемые в населенных пунктах, проектируют с   учетом   архитектурных   особенностей   этих населенных пунктов.

При строительстве в сейсмических районах (т.е. при сейсмичности 7 баллов и выше)
следует, как правило, применять конструкции, не подверженные одностороннему давлению грунта, т.е. эстакадного типа, откосные с бычками и палами. При  невозможности выполнения этого условия рекомендуются заанкеренные стальные шпунтовые набережные при нескальных грунтах основания, набережные из массивов-гигантов – при скальных. В последнем случае целесообразна и набережная с
жестким анкерным устройством, выполненная из стального шпунта. При сейсмичности 7 и 8 баллов допускает применение кладки из обыкновенных массивов с выполнением специальных конструктивных мероприятий по усилению монолитности сооружений. Высота подпорных стен из бетона но должна превышать 12 метров при сейсмичности 8 баллов, и 10 метров – 9 баллов.

При реконструкции причальной набережной в связи с ее физическим или   моральным   износом,   как   правило,   целесообразно включение существующего сооружения в состав нового, используя его в качестве анкерующего, экранирующего и т.д. элемента. Обычно в таких случаях перед существующей набережной возводится гравитационная, свайная (эстакадная) или шпунтовая набережная-оторочка, связанная с существующей или имеющая независимую от нее анкеровку.

ОБЩИЕ КОНСТРУКТИВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ.
ПОРТОВЫЕ СКЛАДЫ.