Портовые склады обеспечивают хранение грузов, защиту их от повреждений и подготовку для дальнейшего следования в тех случаях, когда перегрузка грузов не смогла быть произведена непосредственно с морских судов на подвижной состав сухопутного транспорта, внутренний водный транспорт или обратно по различным причинам; сезонность грузов, перерывы в навигации, необходимость в накоплении, комплектации, рассортировке, переупаковке, отборе проб, таможенном досмотре и т. п.
Склады классифицируют по следующим признакам:
по назначению и видам грузов: общего назначения, специализированные (для грузов с хранением при положительных температурах, для скоропортящихся грузов, для взрывоопасных и легковоспламеняющихся грузов и др.), вспомогательного назначения (материально-технического и продовольственного снабжения, производственных подразделений порта и т. д.);
по продолжительности хранения: базовые для длительного хранения или накопления грузов, транзитные для краткосрочного хранения и т. д.;
по направлению перевозок: для экспортных, импортных, каботажных, транзитных грузов; по расположению на территории: прикордонные, тыловые.
Внутри складов грузы транспортируют автопогрузчиками, конвейерами, элеваторами, а в многоэтажных складах — лифтами самотечными спусковыми устройствами и другим оборудованием и штабелируют автопогрузчиками или специальными устройствами.
Склады возводят чаще всего из железобетона и металла; перекрытия (сводчатые, купольные, рамные, балочные) могут быть из монолитного железобетона. Для сокращения сроков строительства широко применяют сборный предварительно напряженный железобетон. Металлические каркасы складов, изготавливаемые ранее в виде тяжелых рам со сплошной стенкой, в последние годы стали заменять более легкими решетчатыми конструкциями с использованием рациональных профилей элементов и стойких материалов. В случае резко меняющихся грузопотоков применяют облегченные временные укрытия для грузов.
[adsshortcode]
Размеры складов определяют главным образом их расчетной
вместимостью и необходимой площадью.
Полезную высоту склада — от пола до низа несущих конструкций покрытия или междуэтажного перекрытия — надлежит принимать:
а) в одноэтажных складах от 6 м (если грузы перерабатывают напольными средствами внутрискладской механизации и поднимают на высоту до 4,5 м) до 8 м (если грузы перерабатывают напольными средствами на высоту более 4,5 м или используют
специальные машины с повышенной габаритной высотой или под
весной транспорт);
б) в многоэтажных складах: первый этаж — 6 м; остальные этажи — не менее 4,5 м.
В случае использования внутри склада кранов его полезную высоту устанавливают с учетом максимальной высоты складирования груза, типа крана и грузозахватных устройств. Высота специализированных складов может быть 12—15 м.
Длина одноэтажных складов обычно соответствует длине обслуживаемых судов. По соображениям пожарной безопасности длинные склады разбивают на отсеки поперечными стенами (брандмауэрами).
Крытые склады для штучных грузов. Такие склады устраивают преимущественно одноэтажными и располагают в операционной зоне грузовых причалов. При недостатке территории в операционной зоне часть складской площади размещают в производственной зоне грузовых районов с учетом обслуживания тыловым складом группы причалов или же строят прикордонный многоэтажный склад. Грузы хранят в штабелях, располагаемых непосредственно на полу или в стеллажах.
Полезную высоту одноэтажного склада (от пола до междуэтажного перекрытия) назначают от 6 м (при высоте подъема груза внутрискладской механизацией до 4,5 м) до 8 м (при высоте подъема груза более 4,5 м). В многоэтажных складах эту высоту принимают на первом этаже 6 м, на остальных этажах — не менее 4,5 м. Пол склада может быть с уклоном.
При ширине склада 48 м и более он может быть разделен на отсеки площадью 3 тыс. м2 и более. В стенах складов устраивают проемы размерами не менее: на первом этаже —5,4X4,8 м (высотах ширина), на последующих этажах —4,2×2,8 м. Прирельсовые рампы перекрывают навесами, если не предусмотрена подача грузов на рампу кранами.
Полы и междуэтажные перекрытия складов рассчитывают на нормативные эксплуатационные нагрузки от складируемых грузов и от внутрискладских средств механизации, принимаемые равной для одноэтажных складов — 60 кПа, для многоэтажных — 20 кПа (верхние этажи) до 40 кПа (нижние этажи).
Склады для леса и пиломатериалов. Такие склады предусматривают при отсутствии в портах лесных баз и причалов клиентуры.
В зависимости от грузооборота устраивают склады: крытые для наиболее ценных сортов пиломатериалов, открытые для круглого леса, менее ценных сортов пиломатериалов, шпал и т. п., навесы.
Размещают лесные грузы отдельными для каждого вида и сорта груза штабелями. Сухой круглый лес укладывают в рядовые штабеля, в клетку или между рядами поперечных прокладок; сырой круглый лес — плотные штабеля без прокладок.
Высоту штабелей назначают в зависимости от схемы механизации и типа склада (не менее): 10 м — для открытых пиломатериалов и пакетов, а также круглого длинномерного леса; 2 м — для непакетированного короткомерного круглого леса (длиной до 3 м); 6 м — для пакетированного леса. Ширина штабеля должна быть не более длины досок или бревен; длина — по длине досок или бревен, но не более 200 м для длинномерного и 30 м для короткомерного леса. Штабеля размещают на расстоянии 2 м от рельса кранового пути и 3—5 м от оси железнодорожного пути. От соседнего штабель отделяют проходом шириной не менее 1 м. Между группами штабелей устраивают разрывы шириной не менее 5 м.
Пиленый лес обычно укладывают на фундаментах или подтоварниках штабелями продольной плотной конструкции, доски — сплошным настилом параллельно между собой, прокладки из тех же досок — через каждые 5—8 рядов, пакеты — в штабеля плотном укладки с прокладками для возможности захвата.
Склады для угля и железной руды. Уголь и железную руду хранят в портах на открытых площадках. Для каждой марки и класса грузов устраивают отдельные штабели. На складах навалочных грузов ограждения устанавливают со стороны крановых и железнодорожных путей, автомобильных: дорог, а также между штабелями (кроме мест въезда автотранспорта и штабелей, обслуживаемых машинами непрерывного транспорта). Площадки, на которых размещают складские конвейерные линии и пути для машин, поднимают над отметкой территории склада на 0,5 м (не менее), они имеют откосы с твердым покрытием. Размеры штабелей навалочных грузов в плане назначают в зависимости от типа перегрузочных машин, способа производства перегрузочных операций и условий планировки участка. Высоту штабеля для хранения железной руды назначают в зависимости от типа машин и нормативной нагрузки па основание, склада (причала); для углей, устойчивых к окислению, она не должна превышать 8 м; для углей, не устойчивых к окислению — 4 м. Проходы между смежными штабелями при крановых схемах механизации должны быть шириной не менее 2 м.
Вместимость этих складов из-за увеличенной пропускной способности причалов для массовых навалочных грузов обычно большая.
Компоновка складов в значительной степени зависит от применяемых видов складского перегрузочного оборудования. Для более совершенной работы в открытых складах были созданы машины, забирающие груз из штабелей и подающие его на конвейеры (реклаймеры) и штабелирующие машины (стакеры), а также разветвленные конвейерные линии.
Согласно требованиям пожарной безопасности разрывы между штабелями должны быть не менее 6 м, расстояния штабелей от сгораемых объектов — не менее 20 м, а от складов горюче-смазочных материалов, лесных и генеральных грузов — не менее 60 м.
Некоторые особенно ценные рудные материалы необходимо хранить в закрытых складах, где их доводят до определенных кондиций, сортируют, смешивают, подсушивают, а в зимнее время размораживают. Часть этих операций приходится выполнять и в складах угля.
Временные распределенные нагрузки на территории склада для руды в отдельных случаях могут достигать 200, 300 кПа и более, поэтому основные штабеля относят дальше от причала.
Склады для других массовых навалочных грузов. Для хранения массовых навалочных грузов используют как открытые, так и закрытые склады. Некоторые грузы слеживаются, смерзаются, боятся влаги — все это необходимо учитывать при назначении способа хранения грузов и выбора типа склада.
Многие навалочные грузы требуют закрытого хранения (сахар-сырец, калийная соль, бокситы, глинозем и др.); для них склады могут быть выполнены в виде складов-навесов. Груз подается по транспортерной линии, расположенной вдоль конька крыши, а удаляется при помощи транспортеров, установленных в галереях, проложенных вдоль или под полом склада.
Пылящие навалочные грузы (глинозем, цемент и др.) часто складируют в силосных хранилищах. Груз поступает по транспортерной линии к распределительному бункеру, снабженному выпуклыми отверстиями, соединенными с желобами.
Склады для жидких грузов. Классифицируют такие склады, прежде всего, по видам груза.
Нефть и нефтепродукты складируют в наземных и подземных резервуарах, устанавливаемых с определенным минимальным разрывом между собой и с другими народнохозяйственными объектами или жилыми кварталами — в пределах 40—200 м в зависимости от категории нефтепродуктов.
Для подземных хранилищ эти разрывы принимают в 2 раза меньшими по сравнению с наземными. Нефтесклады оборудуют трубопроводами, соединяющими их с причалами и магистральными трубопроводами. Если рельеф местности позволяет, обеспечивают подачу нефтепродуктов самотеком. Наземные резервуары обносят валом высотой не менее 1 м и устраивают ограждаемое пространство, вместимость которого должна предотвратить растекание разлившейся нефти за пределы ограждения.
Наиболее часто используют цилиндрические резервуары из стали или из предварительно напряженного железобетона. В районе нефтехранилищ устанавливают соответствующие устройства для пожарной безопасности. Для хранения сырой нефти могут использовать выработанные шахты и другие подземные выработки. Резервуары для сжиженного газа оснащают специальным оборудованием, приборами, аварийными устройствами и сигнализацией из-за повышенной опасности груза.
Перечень жидких грузов, перегружаемых в портах, непрерывно увеличивается. Для некоторых из них требуется соблюдать особые условия хранения, как, например, для серы, которую перевозят и хранят в расплавленном состоянии при температуре от +130 до + 150°С, или для сока каучуконосов — латекса, который не должен длительно контактировать с металлом, так как снижается его качество. В связи с этим внутренние поверхности резервуаров, применяемых для хранения латексов, покрывают парафином.
Склады для химических грузов. Для хранения химических грузов в таре, обладающих повышенной агрессивностью, обычно предусматривают специальные крытые склады либо отдельные их отсеки, подготовленные к такому хранению. Склады, используемые для одновременного хранения различных химических грузов в таре делят на отсеки с соблюдением правил хранения каждого из этих грузов. Склады для таких грузов обычно строят одноэтажными, изолированными от проникновения в них атмосферных осадков и солнечных лучей, хорошо вентилируемыми, имеющими безопасное освещение.
Элементы конструкции и оборудование складов должны быть выполнены из соответствующих материалов или иметь защитные покрытия, предохраняющие их от агрессивного воздействия химических веществ. Полы складов химических грузов, активно взаимодействующих с водой, должны возвышаться над поверхностью земли не менее чем на 20 см, иметь стоки и легко обрабатываться. В складах взрыво- и пожароопасных при взаимодействии с водой грузов не допускается водопровод, водяное и паровое отопление, а также водяные средства пожаротушения.
Портовые элеваторы. Для хранения зерна россыпью применяют силосные элеваторы вместимостью до 100 тыс. т и более, состоящие из силосных ячеек, вмещающих в себя зерна до 1 тыс. т и более, и рабочей башни высотой до 60—70 м с аппаратурой для управления работой транспортных линий, перегрузочных устройств, установок и оборудования, предназначенного для повышения качества складируемого зерна. Иногда вместо элеваторов используют крытые склады, оснащенные перегрузочными машинами и оборудованием для кондиционирования зерна.
Склады для скоропортящихся грузов. Конструкцию и параметры складов определяют исходя из принятой схемы механизации, способов перегрузки и методов хранения этих грузов.
[adsshortcodetwo]
Примером могут служить склады для бананов и цитрусовых, в которых предусматривают возможность поддержания температурных и влажностных режимов, обеспечивающих сохранность грузов. Склады могут строиться совмещенными для хранения бананов и цитрусовых. При необходимости склады используют для хранения и других фруктов и скоропортящихся продуктов, требующих соответствующего температурного режима при условии допустимости совместного хранения.
В складе для бананов обычно предусматривают галерею для ввода железнодорожного состава и обогрева его в зимнее время. Технологическую нагрузку от бананов принимают 5 кПа, коэффициент использования площади склада — 0,4. В складах для цитрусовых по длине с каждой стороны устраивают ворота, в проемах ворот предусматривают устройство воздушной тепловой завесы.
Склады-рефрижераторы в отличие от обычных транзитных складов, как правило, возводят многоэтажными с целью экономии тепла и избежания повышенного притока его внутрь здания. Грузы, поступающие в склады-рефрижераторы, обычно тщательно сортируют. Хранение груза в высоких штабелях не допускается, поэтому вместимость этих складов используется в меньшей степени. В разных помещениях складов поддерживают разную температуру: в верхних этажах долговременного хранения до —30 °С, а нижних до —4°С.
Для продовольственных грузов, требующих поддержания определенного температурно-влажностного режима, сооружают склады с кондиционированием воздуха, которые нередко снабжают специализированными перегрузочными устройствами, обеспечивающими сохранность груза на всем пути их транспортирования.
Склады для металлогрузов и оборудования. Такие склады представляют собой преимущественно открытые складские площадки с технологическими нагрузками, равными: для металлогрузов 40 кПа, для оборудования и металлоконструкций 12,5 кПа, для контейнеров в один ярус 5 кПа или в два яруса 10 кПа.
Нормативную эксплуатационную нагрузку для открытых складских площадок устанавливают обычно 100 кПа. Коэффициент использования площади открытых складов для хранения металлов и оборудования принимают равным: в зоне действия портальных кранов и перегружателей — 0,8; вне этой зоны — 0,7.
При планировке открытых складов расстояние до штабеля назначают: от оси железнодорожного пути при высоте груза до 1,2 м.
Склады холодильники. Такие склады выполняют обычно многоэтажными (обычно 5 этажей) безбалочного перекрытия с капительными колоннами, или одноэтажными значительной высоты (до 12 м) для уменьшения энергетических потерь. С этой же целью холодильники оборудуют дебаркадерами – крытыми железнодорожными платформами. Для холодильников с крановой системой механизации на этажах рационально создавать балконы.
Служебные помещения. К служебным помещениям относят административные помещения, блоки питания, медицинского обслуживания, санитарно-гигиенические помещения, душевые кабины и т.д. На практике используют три варианта размещения служебных помещений:
— внутри производственного помещения («+» близость к производству, «-» уменьшение производственных площадей), для размещения производственных помещений можно использовать пространство между балками перекрытий;
— пристроенный корпус («+» близость к производству, низкая стоимость конструкций, «-» уменьшение освещенности произв. помещений, отсутствие перспектив реконструкции);
— отдельно стоящий корпус («+» здание экономично, не мешает освещению, «-« необходимо возведение утепленной галереи (обычно надземной длинной 12 м), отдаленность от производства).