Весьма серьезные изменения происходят в городском планировании, и важно знать, к какой системе здесь мы стремимся. Городское планирование осуществляется с целью сделать возможным наилучшее управление социальным, экономическим, экологическим и пространственным развитием городов в интересах населяющих их людей. Под городским планированием понимается система подготовки, разработки и принятия решений, обеспечивающих целенаправленное, планомерное и регулируемое социально-экономическое развитие города и осуществление в нем градостроительной деятельности. Городское планирование в РФ в новом качестве еще не создано, а прежнее прекратило свое существование. Сегодня конкретная цель в этой области состоит в том, чтобы привести задачи и методы городского планирования в адекватное соответствие с новыми условиями рыночной экономики и общественно-политического развития в постсоветский период.
В СССР действовала своя система городского планирования, адекватная экономике и управлению, по-своему стройная и продуманная. Главную ее суть обычно усматривают в господстве плановых и административных методов, но таковые можно в той или иной мере обнаружить практически везде. На деле коренная особенность советской модели городского планирования заключалась в ее абсолютной стерильности относительно рыночных факторов развития города. Такого не было нигде, а теперь нет и в России. Рыночные отношения де-факто захватили практику градостроительства, что и вызывает острые проблемы в городском планировании и управлении.
К числу наиболее острых можно отнести: жесточайший кризис инвестиций в инфраструктуру, коммунальное хозяйство и жилищное строительство; неупорядоченность земельных отношений и регистрации недвижимости; усиление социального и имущественного расслоения; свертывание долгосрочного проектирования; снижение контроля экологической ситуации в городе и пригороде и др. Без научно поставленной системы городского планирования решить эти проблемы нельзя.
Всероссийское совещание «Возрождение и реконструкция городов России» (М., Кремль, 1997) рекомендовало «в каждом регионе и городе разработать и последовательно осуществлять комплексные программы, увязывающие градостроительную деятельность и социально-экономическое развитие территорий». Такой четкой записи нет даже в недавно принятом Градостроительном кодексе РФ.
Вместе с тем ситуация в российской практике городского планирования и управления отмечена неблагоприятными признаками. Можно констатировать, что в настоящее время городское управление не опирается или слабо опирается на городское планирование. Имеют место свертывание стратегических, долгосрочных видов планирования и проектирования, таких как генеральные планы городов и особенно районные планировки; неупорядоченность и несогласованность действий между органами градостроительства, землепользования и управления имуществом; частичная утрата органами архитектуры и градостроительства контроля над процессом землеотводов, отошедших к другому ведомству (Госкомзем); многочисленность и усложненность процедур выдачи заданий, разрешений и согласований, не только осложняющих и затягивающих дело, но создающих прекрасную почву для коррупции и т.д.
Становлению новой четкой системы городского планирования препятствуют разная ведомственная природа органов городского управления и их служб — земельных ресурсов, имущества, архитектуры и градостроительства. Часть из них имеет полную и строгую вертикаль подчиненности, начиная с федерального уровня (Роскомзем, Госкомимущества), другие — фактически возникают только на уровне региона и города (Управления архитектуры и градостроительства), причем права их сейчас сильно урезаны. Органы градостроительства не могут полноценно работать, не имея долгосрочной перспективы, другие а этом мало заинтересованы. В результате составные части единого многоэтапного процесса «землеотводы — застройка» излишне ведомственно разобщены, и это ощутимо вредит делу комплексного городского планирования.
Сложные проблемы планирования и управления возникают в связи с городским землепользованием и землеустройством. Раньше, когда земля была всецело государственной собственностью и не служила объектом рыночных сделок, этих понятий в советской градостроительной работе не употребляли: была лишь «планировка и застройка городской территории». Однако проблемы были, и самая острая из них — обеспечение городов и их частей (предприятия, жилье, транспорт и пр.) земельными участками. Чаще всего для этих целей отводились сельскохозяйственные земли. Раньше размер компенсации за них был невелик. В результате было застроено много ценных земель. Сейчас ситуация изменилась. Правда, нормативная стоимость сельскохозяйственных земель и взимаемый с них налог по-прежнему невелики. Однако при отчуждении их для целей строительства стоимость земли резко возрастает, достигая рыночной. При нормальных отношениях между местными властями и субъектами РФ находится компромисс, в других случаях поиск участков под застройку превращается для муниципальный образований в трудно разрешимую проблему.
Такая проблема существует во всех странах. Приобретая земельные участки для развития систем общественного обслуживания и инфраструктуры, местные власти всякий раз обнаруживают, что собственник запрашивает за них очень высокую цену. При этом он ссылается на рыночную стоимость земли, хотя налог платит, исходя из ее сельскохозяйственной стоимости. Были попытки законодательно решить этот вопрос во Франции путем введения закона о ежегодном земельном налоге на объявленную рыночную стоимость участков. При их покупке муниципальные власти должны исходить именно из этой декларации, а не из цены запроса. Но этот закон так и не был введен в силу. Более действенной мерой могло бы стать присвоение зонам территориального развития определенного статуса с соответствующей регламентацией хозяйственной и строительной деятельности, включая уровень компенсационных затрат при их отчуждении.
Для градостроительного управления сложную проблему составляют отношения собственности, связанные с недвижимостью — городскими земельными участками и расположенными на них зданиями и сооружениями, с помещениями в зданиях различного назначения, жилыми квартирами и т.д. Эти отношения весьма широки и в значительной своей части далеко выходят за рамки градостроительства. Тем не менее, есть очень крупный сегмент в сфере отношений собственности по недвижимости, который всецело инициируется градостроительной деятельностью. Например, при необходимости сноса, замены или модернизации зданий и сооружений в ходе реконструкции и санации застройки, в процессе перепланировки градостроительных узлов города неизбежно происходят принудительные изменения форм собственности и правомочий собственников (путем узаконенных форм отчуждения собственности, на основе компенсации или безвозмездно, и т.д.). В связи с этим возникает специальное понятие — объект недвижимости в градостроительстве (т. е. объект недвижимости, вовлеченный в градостроительную деятельность) — как одно из ключевых понятий градостроительного права (Градостроительный кодекс РФ, статья 1, абзац пятый).
При этом задача и неотъемлемая функция градостроительного права — конституировать, легализовать и упорядочить типичные ситуации формирования и изменения отношений собственности, возникающие в ходе градостроительной деятельности, всецело опираясь на основополагающие правовые нормы Гражданского, Земельного и Жилищного кодексов РФ, других законодательных и правовых актов, для которых право собственности на недвижимость есть прямой и суверенный объект правового регулирования. Пока что эта задача полностью не решена.
Наиболее сложна в теоретическом и практическом тане ситуация с правом собственности на земельную недвижимость в городах.- Фактически сегодня почти вся земля в российских городах находится в общественной (муниципальной) собственности, хотя Конституция РФ признает частную собственность как одну из форм собственности на территории РФ. Существует указ Президента РФ от 26 ноября 1997 года № 1263, разрешающий продажу участков земли, предназначенных под застройку, на территории городских и сельских поселений. Имеется постановление правительства РФ от 5 января 1998 года № 2, предусматривающее продажу участков земли, находящихся в государственной собственности субъекта РФ, по решению органа государственной власти субъекта федерации. Но принятого Земельного кодекса, который внес бы полную ясность в этот кардинальный правовой вопрос, в России до сих пор нет. Субъекты федерации, а также крупные мегаполисы сами решают, как им распоряжаться землей. В Саратовской области проведены первые в постсоветской России земельные аукционы. В Татарстане принят свой местный земельный кодекс, позволяющий покупать землю.
Наконец и правительство Москвы, до того жестко выступавшее против продажи московской земли (все годы реформ земельный рынок в Москве существовал только в виде продажи прав на долгосрочную аренду земельных участков), в сентябре 1998 года приняло сенсационное решение — продавать, с целью привлечения инвесторов, земельные участки на территории строящегося делового центра «Москва-Сити». И хотя право собственности на землю не гарантирует неограниченную свободу действий для инвесторов, и купленные участки надо осваивать согласно концепции застройки «Москва-Сити», важен сам прецедент: если землю продают уже и в столице России, то «до торжества частной собственности на землю осталось совсем немного».
Высказывается суждение, что высокая эффективность землепользования достигается как при государственной (за счет продажи права долгосрочной аренды земельных участков), так и при частной форме собственности на землю, и, следовательно, выбор формы земельной собственности является подчиненным вопросом — главными являются правовое обеспечение сложившихся земельных отношений и защита государственных отношений в области землепользования.
Казалось бы, вопрос о том, в какой преимущественно форме существует земельный рынок в городах — либо в виде продажи прав на долгосрочную аренду земли, либо в форме продажи права собственности — существенен прежде всего для градостроительного права, но не развития экономики и управления города. Однако это не совсем так. Из теории частного права хорошо известно, что право собственности и право аренды — не тождественные понятия, и это различие еще более усиливается градостроительным законодательством. Например, в ФРГ законом предусмотрено, что если земельный участок приобретен в собственность, то и сам участок, и то, что на нем построено владельцем, закрепляется за ним бессрочно. Если же участок взят у города в долгосрочную аренду (например, на 60 лет), то по истечении срока аренды город вправе вернуть себе и участок, и все то, что на нем построил за эти годы арендатор. Выбор — купить или арендовать тот или иной конкретный участок — часто определяется не самим инвестором, но принятыми правилами застройки, в связи с расположением участка и его значением в планировочной структуре города. Поэтому в городском планировании и управлении необходимы обе формы использования городской земли — собственность и аренда, и это тоже вопрос реформирования.
Процесс поиска нового образа действий в городском планировании в России сейчас заметно активизировался. И это тоже свидетельствует о необходимости научного обеспечения основ реформирования блоков «планирование — управление» в градостроительном деле.