По энциклопедическому определе­нию, градостроительство существует в двух взаимосвязанных формах — как «теория и практика планировки и застройки горо­дов» (БСЭ, 3-е изд., т. 3). Однако в последние годы из этой пары фактически сохраняется только «практика» — система господдержки науки в области градостроительства сошла на нет, а сеть государственных институтов в этой области практически отмира­ет. Исключением можно считать воссоздание в 1994 г. Россий­ской академии архитектуры и строительных наук (РААСН) — как государственного научного центра, имеющего в своем составе отделение градостроительства. Существует также вузовская нау­ка в области градостроительства, но ее влияние на практику в этой сфере пока ограниченно.

В том, что произошло с наукой, можно усмотреть объек­тивные причины — например, несовершенство типологического принципа построения архитектурной и градостроительной науки, который был взят за основу советской системой; излишняя цен­трализация — концентрация науки в немногих центрах и недоста­точное развитие на местах (что фактически вело к отрыву теории \ от практики); явное несоответствие ряда теоретических постула­тов реальным социально-экономическим условиям (утопизм) и т.д. Прошлая система всецело централизованного построения научной части градостроительного дела сегодня в принципе не отвечает тенденциям расширения прав и ответственности муниципального самоуправления, равно как и переходу большой доли  инвестиционного и строительного потенциала от государства в акционированный и частный сектор. Но все эти явления — суть повод для реформирования отношений теории и практики в гра­достроительстве, но отнюдь не для упразднения научной части градостроительной деятельности. В целом отмирание теории есть опаснейший симптом неизбежно следующей за этим деградации практики. Его устранение следует считать важнейшей задачей реформы градостроительного дела.

Новые социально-экономические условия градострои­тельной деятельности с неизбежностью требуют новых форм ор­ганизации и нового содержания научной деятельности. В ее зада­чи входит:

  1. заполнение тематических пробелов в градостроительных исследованиях, прежде всего по закономерностям развития горо­дов и расселения в новых социально-экономических условиях и рыночной экономики, правовому обоснования градостроитель­ной деятельности, научной методологии градостроительного про­гнозирования и проектирования, по архитектурному спектру гра­достроительных проблем, вопросам градостроительной экологии и социологии и т.д.;
  2. расширение организационных форм (академическая и ву­зовская наука, государственные НИИ, полугосударственные и частные исследовательские и консалтинговые фирмы и т.д.);
  3. диверсификация источников финансирования градострои­тельной науки;
  4. развитие региональных и городских (прежде всего в крупных городах и агломерациях) центров градостроительных исследований.
Читать так же:  Санитрано-гигиенические и противопожарные требования к жилой застройке.

На всех этапах разработки и реализации государственной градостроительной политики ее принципы и положения должны подвергаться научному анализу и своевременно корректировать­ся. Выпускаемые законопроекты и подзаконные акты в градо­строительстве должны получить фундаментальную научную раз­работку.

Необходимо восполнить отсутствие научной методологии градостроительного прогнозирования. Многолетняя привычка опираться на целевые плановые показатели фактически атрофи­ровала способность градостроительного знания и проектирова­ния самим изучать и прогнозировать развитие градостроитель­ных тенденций, предвидеть проблемные и переломные ситуации, вероятные сценарии траекторий развития. В новых социально-экономических условиях именно эти способности и возможности градостроительной теории будут нужны и востребованы в пер­вую очередь. Именно в этом направлении надо совершенствовать методологию градостроительной науки.

Важной функцией градостроительной науки являются предпроектные исследования (в начале) и анализ результатов градостроительной деятельности (в завершении инвестиционно­строительного цикла) — по всему спектру социальных, экологиче­ских, архитектурно-пространственных и прочих показателей. Это требует такого расширения организационных форм научной дея­тельности, которое позволит оперативно откликаться на запросы и заказы проектно-строительных фирм и органов власти муници­пальных образований и местного самоуправления.

В связи с этим необходимо создание научных подразде­лений в составе проектных и управляющих организаций, расши­рение местных и региональных исследовательских центров при вузах. Чтобы результаты научных изысканий не оставались на полке и были востребованы, необходимо узаконить включение в состав проектной градостроительной документации специальных научных разделов, прогнозов, обоснований, равно как и наличие таких же разделов — при принятии решений.

Ни развитие теории, ни самой практики градостроитель­ства невозможно без полноценного современного информацион­ного обеспечения этой деятельности. Этот вопрос упоминается здесь последним, но на самом деле имеет первое по важности место. В современных условиях градостроительная практика, проектирование и управление в полной мере испытывают на­стоящий информационный голод, что препятствует им нормаль­но функционировать. Централизованный сбор градостроительной информации по линии государственной статистики, который ни­когда не отличался полнотой и всеобъемлющим охватом, сегодня вообще практически полностью прекратил существование. Ре­шающее значение в улучшении ситуации должно иметь внедре­ние в практику государственных градостроительных кадастров, по поводу которых приняты необходимые постановления орга­нов государственного управления.

Читать так же:  Понятие «расселения», «система расселения», «территориальная система».

Кадастр представляет собой систему учета, классифика­ции и оценки городских земель и другой недвижимости на осно­ве топографической съемки участков, технической инвентариза­ции зданий и сооружений, инженерной инфраструктуры и благо­устройства, проектов их развития, ведения реестра участков и другой недвижимости и их владельцев, а также служит основани­ем для регистрации собственности и т.д.

Исторически создание кадастровых систем связано с ре­шением двух важнейших задач: обслуживание фискальной сис­темы, т.е. учет земельных участков для полного и правильного взимания налогов, и правовое обеспечение рынка недвижимости, т.е. юридическое обеспечение доказательности сделок с недви­жимостью. Вторая задача совершенно самостоятельная, решение ее требует ведения регистрационной системы, т.е. регистрации сделок купли-продажи, наследования, дарения, аренды и др. Та­кая система введена у нас Законом «О государственной регистра­ции прав на недвижимое имущество и сделок с ним», одобрен­ным Советом Федерации 3 июля 1997 года, и должна проводится специальными органами юстиции, которые фактически уже соз­даются.

Земельные участки вместе с расположенными на них зда­ниями, сооружениями, благоустройством, многолетними насаж­дениями и т.д. образуют фонд недвижимости. Кадастровые и ре­гистрационные системы обеспечивают его информацией для це­лей планирования, управления и контроля. Государственной фи­нансирование кадастровых и регистрационных служб, функцио­нирующих на муниципальном уровне, осуществляется через об­ластные земельные комитеты (уже одно это приводит к стремле­нию экономить на градостроительной информации, включаемой в кадастр).

Однако эта работа требует колоссальных первоначальных затрат и вложений на техническое оснащение электронными средствами, на сбор необходимой исходной информации, а также на последующую эксплуатацию ГИС (геоинформационной сис­тем) — с максимально возможной степенью самоокупаемости. По­ка эти задачи далеки от своего воплощения, и это составляет од­ну из главнейших проблем полноценного реформирования градо­строительного дела в преддверии XXI века.