Весьма серьезные изменения происходят в городском планировании, и важно знать, к какой системе здесь мы стремимся. Городское планирование осуществ­ляется с целью сделать возможным наилучшее управление соци­альным, экономическим, экологическим и пространственным развитием городов в интересах населяющих их людей. Под го­родским планированием понимается система подготовки, разра­ботки и принятия решений, обеспечивающих целенаправленное, планомерное и регулируемое социально-экономическое развитие города и осуществление в нем градостроительной деятельности. Городское планирование в РФ в новом качестве еще не создано, а прежнее прекратило свое существование. Сегодня конкретная цель в этой области состоит в том, чтобы привести задачи и ме­тоды городского планирования в адекватное соответствие с но­выми условиями рыночной экономики и общественно-полити­ческого развития в постсоветский период.

В СССР действовала своя система городского планирова­ния, адекватная экономике и управлению, по-своему стройная и продуманная. Главную ее суть обычно усматривают в господстве плановых и административных методов, но таковые можно в той или иной мере обнаружить практически везде. На деле коренная особенность советской модели городского планирования заклю­чалась в ее абсолютной стерильности относительно рыночных факторов развития города. Такого не было нигде, а теперь нет и в России. Рыночные отношения де-факто захватили практику гра­достроительства, что и вызывает острые проблемы в городском планировании и управлении.

К числу наиболее острых можно отнести: жесточайший кризис инвестиций в инфраструктуру, коммунальное хозяйство и жилищное строительство; неупорядоченность земельных отно­шений и регистрации недвижимости; усиление социального и имущественного расслоения; свертывание долгосрочного проек­тирования; снижение контроля экологической ситуации в городе и пригороде и др. Без научно поставленной системы городского планирования решить эти проблемы нельзя.

Всероссийское совещание «Возрождение и реконструк­ция городов России» (М., Кремль, 1997) рекомендовало «в каж­дом регионе и городе разработать и последовательно осуществ­лять комплексные программы, увязывающие градостроительную деятельность и социально-экономическое развитие территорий». Такой четкой записи нет даже в недавно принятом Градострои­тельном кодексе РФ.

Вместе с тем ситуация в российской практике городского планирования и управления отмечена неблагоприятными призна­ками. Можно констатировать, что в настоящее время городское управление не опирается или слабо опирается на городское пла­нирование. Имеют место свертывание стратегических, долго­срочных видов планирования и проектирования, таких как гене­ральные планы городов и особенно районные планировки; не­упорядоченность и несогласованность действий между органами градостроительства, землепользования и управления имущест­вом; частичная утрата органами архитектуры и градостроитель­ства контроля над процессом землеотводов, отошедших к друго­му ведомству (Госкомзем); многочисленность и усложненность процедур выдачи заданий, разрешений и согласований, не только осложняющих и затягивающих дело, но создающих прекрасную почву для коррупции и т.д.

Читать так же:  Социально-культурные основы.

Становлению новой четкой системы городского планиро­вания препятствуют разная ведомственная природа органов го­родского управления и их служб — земельных ресурсов, имущест­ва, архитектуры и градостроительства. Часть из них имеет пол­ную и строгую вертикаль подчиненности, начиная с федерально­го уровня (Роскомзем, Госкомимущества), другие — фактически возникают только на уровне региона и города (Управления архи­тектуры и градостроительства), причем права их сейчас сильно урезаны. Органы градостроительства не могут полноценно рабо­тать, не имея долгосрочной перспективы, другие а этом мало за­интересованы. В результате составные части единого многоэтап­ного процесса «землеотводы — застройка» излишне ведомственно разобщены, и это ощутимо вредит делу комплексного городского планирования.

Сложные проблемы планирования и управления возни­кают в связи с городским землепользованием и землеустройст­вом. Раньше, когда земля была всецело государственной собст­венностью и не служила объектом рыночных сделок, этих поня­тий в советской градостроительной работе не употребляли: была лишь «планировка и застройка городской территории». Однако проблемы были, и самая острая из них — обеспечение городов и их частей (предприятия, жилье, транспорт и пр.) земельными участками. Чаще всего для этих целей отводились сельскохозяйственные земли. Раньше размер компенсации за них был невелик. В результате было застроено много ценных земель. Сейчас ситуация изменилась. Правда, нормативная стоимость сельскохозяйственных земель и взимаемый с них налог по-прежнему неве­лики. Однако при отчуждении их для целей строительства стоимость земли резко возрастает, достигая рыночной. При нормальных отношениях между местными властями и субъектами РФ находится компромисс, в других случаях поиск участков под за­стройку превращается для муниципальный образований в трудно разрешимую проблему.

Такая проблема существует во всех странах. Приобретая земельные участки для развития систем общественного обслу­живания и инфраструктуры, местные власти всякий раз обнару­живают, что собственник запрашивает за них очень высокую це­ну. При этом он ссылается на рыночную стоимость земли, хотя налог платит, исходя из ее сельскохозяйственной стоимости. Бы­ли попытки законодательно решить этот вопрос во Франции пу­тем введения закона о ежегодном земельном налоге на объявлен­ную рыночную стоимость участков. При их покупке муници­пальные власти должны исходить именно из этой декларации, а не из цены запроса. Но этот закон так и не был введен в силу. Бо­лее действенной мерой могло бы стать присвоение зонам терри­ториального развития определенного статуса с соответствующей регламентацией хозяйственной и строительной деятельности, включая уровень компенсационных затрат при их отчуждении.

Читать так же:  Защита территорий от подтопления.

Для градостроительного управления сложную проблему составляют отношения собственности, связанные с недвижимостью — городскими земельными участками и расположенными на них зданиями и сооружениями, с помещениями в зданиях раз­личного назначения, жилыми квартирами и т.д. Эти отношения весьма широки и в значительной своей части далеко выходят за рамки градостроительства. Тем не менее, есть очень крупный сегмент в сфере отношений собственности по недвижимости, ко­торый всецело инициируется градостроительной деятельностью. Например, при необходимости сноса, замены или модернизации зданий и сооружений в ходе реконструкции и санации застройки, в процессе перепланировки градостроительных узлов города не­избежно происходят принудительные изменения форм собствен­ности и правомочий собственников (путем узаконенных форм отчуждения собственности, на основе компенсации или безвоз­мездно, и т.д.). В связи с этим возникает специальное понятие — объект недвижимости в градостроительстве (т. е. объект не­движимости, вовлеченный в градостроительную деятельность) — как одно из ключевых понятий градостроительного права (Гра­достроительный кодекс РФ, статья 1, абзац пятый).

При этом задача и неотъемлемая функция градострои­тельного права — конституировать, легализовать и упорядочить типичные ситуации формирования и изменения отношений соб­ственности, возникающие в ходе градостроительной деятельно­сти, всецело опираясь на основополагающие правовые нормы Гражданского, Земельного и Жилищного кодексов РФ, других законодательных и правовых актов, для которых право собствен­ности на недвижимость есть прямой и суверенный объект право­вого регулирования. Пока что эта задача полностью не решена.

Наиболее сложна в теоретическом и практическом тане ситуация с правом собственности на земельную недвижимость в городах.- Фактически сегодня почти вся земля в российских горо­дах находится в общественной (муниципальной) собственности, хотя Конституция РФ признает частную собственность как одну из форм собственности на территории РФ. Существует указ Пре­зидента РФ от 26 ноября 1997 года № 1263, разрешающий про­дажу участков земли, предназначенных под застройку, на терри­тории городских и сельских поселений. Имеется постановление правительства РФ от 5 января 1998 года № 2, предусматриваю­щее продажу участков земли, находящихся в государственной собственности субъекта РФ, по решению органа государствен­ной власти субъекта федерации. Но принятого Земельного кодек­са, который внес бы полную ясность в этот кардинальный право­вой вопрос, в России до сих пор нет. Субъекты федерации, а так­же крупные мегаполисы сами решают, как им распоряжаться землей. В Саратовской области проведены первые в постсовет­ской России земельные аукционы. В Татарстане принят свой ме­стный земельный кодекс, позволяющий покупать землю.

Наконец и правительство Москвы, до того жестко высту­павшее против продажи московской земли (все годы реформ зе­мельный рынок в Москве существовал только в виде продажи прав на долгосрочную аренду земельных участков), в сентябре 1998 года приняло сенсационное решение — продавать, с целью привлечения инвесторов, земельные участки на территории строящегося делового центра «Москва-Сити». И хотя право соб­ственности на землю не гарантирует неограниченную свободу действий для инвесторов, и купленные участки надо осваивать согласно концепции застройки «Москва-Сити», важен сам прецедент: если землю продают уже и в столице России, то «до торжества частной собственности на землю осталось совсем немного».

Читать так же:  Система целей градостроительства.

Высказывается суждение, что высокая эффективность землепользования достигается как при государственной (за счет продажи права долгосрочной аренды земельных участков), так и при частной форме собственности на землю, и, следовательно, выбор формы земельной собственности является подчиненным вопросом — главными являются правовое обеспечение сложив­шихся земельных отношений и защита государственных отноше­ний в области землепользования.

Казалось бы, вопрос о том, в какой преимущественно форме существует земельный рынок в городах — либо в виде про­дажи прав на долгосрочную аренду земли, либо в форме продажи права собственности — существенен прежде всего для градострои­тельного права, но не развития экономики и управления города. Однако это не совсем так. Из теории частного права хорошо из­вестно, что право собственности и право аренды — не тождест­венные понятия, и это различие еще более усиливается градо­строительным законодательством. Например, в ФРГ законом предусмотрено, что если земельный участок приобретен в собст­венность, то и сам участок, и то, что на нем построено владель­цем, закрепляется за ним бессрочно. Если же участок взят у го­рода в долгосрочную аренду (например, на 60 лет), то по истече­нии срока аренды город вправе вернуть себе и участок, и все то, что на нем построил за эти годы арендатор. Выбор — купить или арендовать тот или иной конкретный участок — часто определяет­ся не самим инвестором, но принятыми правилами застройки, в связи с расположением участка и его значением в планировочной структуре города. Поэтому в городском планировании и управле­нии необходимы обе формы использования городской земли — собственность и аренда, и это тоже вопрос реформирования.

Процесс поиска нового образа действий в городском пла­нировании в России сейчас заметно активизировался. И это то­же свидетельствует о необходимости научного обеспечения ос­нов реформирования блоков «планирование — управление» в гра­достроительном деле.