Микротоннельная технология предусматривает продавливание колонны труб за механизированным микрощитом из шахт (камер) или котлованов. При этом продавливают сразу постоянную или временную конструкцию трубопровода с последующей заменой ее на постоянную.
Опытная прокладка труб канализации диаметром 400 мм выполнена Мосинжстроем в г. Москве на Тайнинской улице с применением микрощита «Херренкнехт» (Германия).
Работы по разработке и внедрению технологии микротоннелирования проводятся ОАО Корпорацией «Трансстрой», Тоннельной ассоциацией России, Мосинжстроем, ОАО «НТЦ», Мосинжпроектом, Мосводоканалпроектом и др.
Впервые в России разработаны МГСН 6.01-03 «Бестраншейная прокладка коммуникаций с применением микротоннелепроходческих комплексов и реконструкция трубопроводов с применением специального оборудования».
Микротоннелепроходческий комплекс (МТПК) состоит из щитовой микромашины (ЩММ), прицепных элементов, системы удаления грунта, стандартных шлангов и кабелей, домкратной станции и системы управления.
Применяют три основных типа МТПК:
— МТПК-г с гидротранспортом грунта;
— МТПК-п с пневмотранспортом грунта;
— МТПК-ш со шнековым транспортом грунта.
Микропроходку применяют для прокладки трубопроводов под препятствиями (дорогами, сооружениями и др.), а также устройства протяженных инженерных сетей в широком диапазоне грунтовых условий, в том числе в слабых водонасыщенных грунтах.
Длина участков проходки между шахтами (камерами) может достигать 100 — 150 м.
Микротоннельную технологию применяют для:
— сооружения новых коллекторов в районах городской застройки;
— реконструкции изношенных инженерных сетей;
— устройства защитных экранов по контуру тоннеля (см. подраздел 5.2).
Технология микротоннелирования широко применяется в Японии. Начиная с 1985 г. крупнейшей компанией «Иссеки Политех» создано более 250 щитовых комплексов для прокладки микротоннелей диаметром 360 — 1200 мм. В последние годы этой компанией разработан новый комплекс «Кранчинг-Моул» для проходки микротоннелей с механизмом для дробления камней. В головной части щита грунт вместе с каменистыми включениями вдавливается в камеру дробления и перерабатывается эксцентрично установленной конической дробилкой. Затем измельченный грунт смешивается с водой и в виде пульпы удаляется на поверхность земли.
В Германии микропроходческую технику разрабатывают и выпускают фирмы «Херренкнехт», «Зольтау» и др.
В нашей стране применяются в основном микропроходческие установки фирмы «Херренкнехт» и «Зольтау» (табл. 5.2).
Мосинжпроектом разработан и издан альбом «Конструкции железобетонных труб для прокладки методом микротоннелирования» (РК 2411-02, выпуски 1 и 2, части 1 и 2. М., 2002 г.). Железобетонные трубы разработаны двух видов: с внутренней полиэтиленовой оболочкой и без нее и предназначены для прокладки самотечных коллекторов фекальной и дождевой канализации. Конструкции железобетонных труб имеют следующие диаметры: 600, 800, 1000, 1200, 1500 и 2000 мм.
При проектировании бестраншейной прокладки коммуникаций с применением МТПК и щитовой микромашины расстояние между стартовой и приемной шахтами, как правило, назначают не более 150 м. При проектировании трубопроводов диаметром более 1000 мм и применении промежуточных домкратных станций это расстояние может назначаться до 1000 м. Направление проходки (продавливания) может задаваться как на подъем, так и под уклон.
Для прокладки самотечных трубопроводов дождевой канализации, стоки которых не являются агрессивными по отношению к бетону и резиновым уплотняющим кольцам, рекомендуется применять железобетонные трубы.
Таблица 5.2
Характеристики микротоннелепроходческих комплексов.
Страна |
Фирма |
Модель |
Внутренний диаметр трубопровода, мм |
Наружный диаметр микромашины, мм |
Усилие продавливания секций, кН |
Способ транспортирования грунта |
Германия | «Херренкнехт» | AVN
AVT ВМ |
250 — 1600 |
363 — 1880 |
2600 — 5080 |
Гидротранспорт |
250 — 800 |
363 — 975 |
— |
Шнековый | |||
150 — 400 |
250 — 560 |
730 |
То же | |||
«Зольтау» | RVS-AS
RVS-A |
300 — 2100 |
550 — 2250 |
1150 — 6000 |
Гидротранспорт | |
150 — 1200 |
250 — 1500 |
40 — 785 |
Шнековый | |||
«Ловат-МТС» | MTS
MTS «Ноэль» |
1000 |
1190 |
6000 |
Гидротранспорт | |
150 — 400 |
250 — 560 |
1500 — 2300 |
Шнековый | |||
400 — 1200 |
630 — 1490 |
2000 — 5500 |
Пневмотранспорт | |||
Канада-США | «Аккерман» | SL |
445 — 1675 |
610 — 2000 |
4000 |
Гидротранспорт |
Япония | «Исеки-политех» | «ТелеМаус» |
— |
— |
— |
Гидротранспорт |
«Кран-чинг-Моул» |
— |
— |
— |
Гидротранспорт с дроблением камней | ||
«Анкл-Моул» |
— |
— |
250 — 1400 |
— |
То же |
Для трубопроводов дождевой канализации, принимающих стоки, содержащие коррозионно-активные вещества, рекомендуется применять полимербетонные безнапорные трубы или железобетонные трубы с внутренней антикоррозийной полиэтиленовой, стеклопластиковой или другой облицовкой.
Для самотечных трубопроводов канализации в интервале диаметров от 400 до 1000 мм рекомендуется применять полимербетонные безнапорные трубы. Допускается применение железобетонных труб с установкой полимерных рукавов после их продавливания. Трубопроводы диаметром от 1000 до 2000 мм рекомендуется проектировать из железобетонных труб с внутренней антикоррозийной полиэтиленовой облицовкой.
Полиэтиленовые, стеклопластиковые, асбестоцементные и чугунные водопроводные трубы могут быть применены при прокладке их в защитных футлярах.
Для прокладки водоводов диаметром более 1000 мм рекомендуется применять стальные трубы. Соединение секций прокладываемых стальных труб предусматривают при помощи накладок и сварных швов. В проектной документации устанавливают параметры сварных швов и методы контроля сварных стыков.
Для стыковых соединений железобетонных и полимербетонных труб рекомендуется использовать стальные и стеклопластиковые муфты по концам трубы, а также по одному или по два кольцевых эластомерных уплотнителя.
Длину секций трубопроводов назначают в зависимости от размеров стартовой шахты. Для труб диаметром 400 — 800 мм рекомендуемая длина секций — 2,0 м, при диаметре более 800 мм — 3,0 м.
При выполнении расчетов труб на прочность следует учитывать давление вышележащего слоя грунта и временную подвижную нагрузку под транспортными проездами, усилия от домкратов при продавливании, собственную массу труб и транспортируемой жидкости, давление транспортируемой жидкости, а также физико-механические характеристики грунтов в зоне трубопровода.
При проектировании определяют размеры и глубину заложения стартовых и приемных шахт, конструкцию стыкового соединения секций прокладываемых трубопроводов.
Конструкция крепи стартовой шахты в проекте должна рассчитываться на восприятие горного и гидростатического давления, а также усилий, возникающих при продавливании секций трубопровода. В случае недостаточной несущей способности грунта необходимо предусматривать специальные способы производства работ.
На свободных территориях рекомендуется проектировать стартовый котлован прямоугольного очертания с целью возможного увеличения длины монтажных секций трубопровода. В стесненных условиях и при глубине шахты более 10 м, как правило, принимают круговое очертание с минимально возможными размерами.
Способы сооружения стартовых и приемных шахт (котлованов) назначают в зависимости от инженерно-геологических условий, глубины заложения, применяемого оборудования, формы и размеров сечения шахт (котлованов). Применяют следующие способы: опускного колодца (в том числе с использованием тиксотропной рубашки); устройство ограждения из буросекущихся свай; забивное шпунтовое ограждение и др.
При бестраншейной прокладке коммуникаций или защитных футляров под железнодорожными путями, городскими магистралями и в непосредственной близости от действующих подземных коммуникаций, а также при проходке на глубинах менее трех диаметров от лотка прокладываемой коммуникации и на первых 6 м от стартовой шахты рекомендуется снижение скорости проходки в целях обеспечения технической безопасности.