Сеть магистральных улиц и дорог образует транспортно-планировочный каркас поселения.
Система улиц и дорог не только выполняет функцию связей, но и делит городскую территорию на функциональные зоны (промышленно-складские, спортивных комплексов, центральное ядро города, зоны отдыха, парки, прочие), а также разделяет селитебную зону города на планировочные, жилые районы и микрорайоны.
Структурно-планировочные элементы города в зависимости от отношения к транспортной инфраструктуре подразделяются на:
— тяготеющие к транспортным коммуникациям и требующие максимальных контактов с ними — крупные деловые и торговые центры, промышленные предприятия и другие;
— требующие изоляции от транспортного движения — зоны отдыха, детские учреждения и т.д.;
— требующие одновременно приближения и изоляции — жилые зоны.
При формировании транспортно-планировочного каркаса поселения наиболее важны начертание (конфигурация) и плотность транспортной сети.
1. Начертание (конфигурация) транспортной сети поселения имеет, как правило, в своей основе одну из классических схем (радиальную, радиально-кольцевую, прямоугольную, прямоугольно-диагональную) или их сочетание.
2. Плотность транспортной сети — показатель степени насыщения территории транспортными коммуникациями, измеряется отношением общей протяженности коммуникаций определенного вида транспорта к площади освоенной территории, на которой они расположены. Плотность транспортной сети характеризует уровень транспортной обслуженности территории.
Магистральные улицы и дороги выполняют важную планировочную и композиционную роль в формировании городской среды. Магистральные улицы физически и визуально связывают узлы планировки и главные архитектурные ансамбли.
При трассировке улично-дорожной сети учитываются рельеф и другие особенности природно-ландшафтных условий, что придает индивидуальность композиции плана.
При проектировании транспортно-планировочной системы города важно учитывать перспективы его роста и развития: оставлять открытыми направления возможного развития магистральных улиц, ре-зервировать полосы для будущей прокладки скоростных дорог, для устройства пересечений в разных уровнях и т. п.