Серьезные проблемы в градостроительстве возникли в связи с переходом функций управления этой сферой от государственной централизованной системы к региональным и местным органам. Вся мировая практика свидетельствует о том, что этот переход необходим и оправдан, однако отсутствие в России отработанных правовых механизмов градостроительного регулирования и местного самоуправления обернулось негативными проявлениями рынка в планировке и застройке городов, неупорядоченностью земельных отношений, растущим имущественным расслоением населения городов, обострением экологии и множеством других проблем.
Камнем преткновения местного самоуправления является проблема раздела собственности (городская земля, недвижимость, производственные объекты) на федеральную, региональную и муниципальную. Инвентаризация федеральной недвижимости не закончена, критериев раздела собственности на федеральную и муниципальную до сих пор нет, и это создает серьезные проблемы. Например, управление государственными пакетами акций местных предприятий, осуществляемое из федерального центра, малоэффективно и не учитывает региональных и муниципальных интересов и условий. Есть проблемы и с финансированием государственной недвижимости в городах.
Главный вывод таков: города должны обрести все права собственности на землю и недвижимость в своих границах. Отсутствие прав собственности на землю и недвижимость у муниципальных властей лишает смысла проведение ими какой бы то ни было экономической политики. Поэтому муниципалитеты (вместе с Союзом российских городов) выступают за предоставление ни права распоряжаться собственностью в пределах своих образований, гарантируя при этом повышение эффективности управления.