Общие положения. Главная задача компоновки морского порта состоит в рациональном размещении всего портового комплекса, его территории, акватории и транспортных подходов в сочетании с прилегающим населенным пунктом и промышленными предприятиями с учетом их перспективного развития и в увязке со схемой районной планировки. Обязательному рассмотрению при компоновке подлежат возникающие при создании порта социальные и экономические проблемы.

Основные размеры и количество портовых сооружений и устройств, а также количество технологических линий и технологического оборудования, обеспечивающих пропускную способность порта, определяют на заданный расчетный год и установленный расчетный грузооборот.

Для перспективного развития порта, его судооборота и грузооборота большое значение имеют естественные условия, в первую очередь геологическое строение дна на акватории и подходах к порту и другие факторы. При компоновке порта должны быть учтены и максимальные размерения судов, которые в будущем могут быть приняты и обслужены портом.

При компоновке порта учитывают существующие и намечаемые к строительству специализированные портовые комплексы, принадлежащие другим ведомствам и осуществляющие отдельные виды транспортных операций, в частности:

транспортно-складские предприятия отраслевого профиля — портовые элеваторы, холодильники, лесоперевалочные базы, перевалочные базы Главнефтеснаба СССР,   базы   сжиженных   газов, жидких химических и пищевых грузов,   экспортные   базы   Министерства внешней торговли и др.;

индустриальные портовые районы, принадлежащие промышленным комплексам, внешний грузооборот которых связан с морскими перевозками, и т. п.

подъездные железнодорожные и автомобильные пути, трубопроводный транспорт, внутренние водные пути должны обеспечивать своевременную доставку грузов на причал или к складам. На территории предусматривают сортировочные парки и площадки отстоя автомашин достаточных размеров.

[adsshortcode]

Взаимное расположение специализированных районов для переработки разных видов грузов должно удовлетворять удобству группировки причалов по их глубинам. Родственные виды грузов должны перегружаться на причалах, расположенных в одном или смежных районах. Грузы, оказывающие вредное влияние на грузы соседних причалов, должны быть отнесены от них на достаточное расстояние. Причалы с взрыво- и пожароопасными грузами размещают в изолированных районах. Причалы, здания и сооружения на них, являющиеся источниками выделения вредных веществ или вредных воздействий (шума, вибрации, электро- и радиоволн и т. д.), должны быть удалены от жилых зон или отделены от них санитарно-защитными зонами.

Пути перемещения транспорта с пассажирами и их багажом между пассажирскими причалами, аэровокзалами должны быть максимально удобными. В непосредственной близости от грузовых районов размещают и устройства, обеспечивающие комплексное обслуживание и снабжение флота, бункеровочные базы, судоремонтные предприятия, здания и сооружения для отдыха и обслуживания трудящихся.

Читать так же:  Водный бассейн города.

Компоновка акватории порта. Водная поверхность порта своими размерами и формой должна обеспечивать нормальные условия для безопасного маневрирования и подхода судов к причалам, снижения, вол нового, воздействия на суда и причалы, удобной и безопасной работы судов транспортного и портового флота при перегрузочных операциях, посадке-высадке пассажиров, снабжении, обслуживании и отстое судов.

Размеры акватории должны быть достаточными для размещения на ней базирующихся в порту судов технического и служебно-вспомогательного флота пароходств, а также других ведомств с учетом их безопасного движения, швартовки и отстоя.

Размеры операционной акватории, внутренних судовых ходов, рейдов для производства’ перегрузочных операций на плаву, рейдов для отстоя транспортных судов устанавливают на заданный расчетный год с учетом перспективных типов судов и возможности развития отдельных элементов акватории порта по мере роста судооборота. Ширина входных ворот в порт, размеры и компоновка входного рейда и бассейнов, а также общие размеры акватории порта определяют с учетом перспективного изменения размерений судов и судооборота.

Компоновка территории порта. Морской порт в общем виде включает в себя:

операционную зону грузовых причалов, служащую для размещения основных технических объектов и средств, непосредственно участвующих в перегрузочном процессе (причалов, складов, перегрузочного оборудования, перегрузочных фронтов, сухопутного транспорта и др.);

производственную зону грузовых районов, которая находится обычно рядом с операционной зоной и служит для размещения объектов районного назначения: складов, не относящихся к операционной зоне, районных железнодорожных парков и автодорог, производственных и вспомогательных объектов районов (мастерские, склады, административные и бытовые помещения, столовые и др.);

зону общепортовых объектов, служащую для размещения объектов и служб по комплексному обслуживанию судов транспортного флота (базы портофлота, центральных мастерских, центрального склада и др.);

зону пассажирских операций, включающую в себя пассажирский вокзал и пассажирские причалы с привокзальной площадью и примыкающей территорией;

предпортовую зону, вмещающую в себя объекты общепортового назначения и комплексного обслуживания транспортных судов, не размещенные на режимной территории.

Компоновка территории порта должна удовлетворять следующим требованиям:

Читать так же:  Комбинированные и специальные дренажи.

компактности размещения на ней необходимых сооружений, зданий, устройств и коммуникаций при наиболее целесообразном и экономичном ее использовании, особенно дорогостоящей искусственно образованной и прилегающей непосредственно к причальным сооружениям территории;

достаточности общих ее размеров для размещения всех береговых объектов, необходимых при выполнении технологических и производственных функций порта и комплексного обслуживания судов транспортного флота (ведомственных специализированных портовых комплексов, базы технического флота, подрядной специализированной организации и т. п.) с учетом перспективного грузооборота порта;

достаточности ширины операционной зоны грузовых причалов как на расчетный год в соответствии с технологическими схемами перегрузочных работ, установленными для расчетного периода, так и на перспективу с учетом прогнозируемого совершенствова- ния перегрузочных процессов и применения новых видов подъемно-транспортного оборудования;

возможности развития на перспективу порта с объектами подсобно-производственного и обслуживающего назначения и комплексного обслуживания судов транспортного флота береговыми организациями, базирующимися в порту.

Взаимное расположение районов порта. Особенности расположения районов порта различного технологического назначения, их роль и функции в выполнении производственных процессов порта, а также необходимость учета конкретных условий естественного режима выдвигают целый ряд требований к взаимному расположению участков порта.

Так, районы, принимающие крупнотоннажные суда, располагают на участках с большими естественными глубинами и удобно расположенных по отношению к входным воротам; районы для судов среднего и малого тоннажа — на участках более защищенных от ветроволнового воздействия, но с меньшими глубинами. Портовый флот размещают в наиболее защищенной от волнения части акватории, а в замерзающих портах по возможности, ближе к входным воротам. При наличии неглубоко залегающих скальных грунтов эти участки предназначают для обслуживания судов с малыми осадками.

Между участками (причалами) различного технологического назначения с целью устранения отрицательного воздействия одних грузов на другие, а также на работников порта и пассажиров должны быть предусмотрены пространства, размеры которых указаны в нормах технического проектирования. Районы жидких грузов, опасных в противопожарном отношении, располагают в достаточном отдалении от сухогрузных причалов в зависимости от направления господствующих ветров, волнений, течения и т. п. Районы с пылящими грузами размещают с подветренной стороны по отношению к другим грузовым участкам и .пассажирскому району.

Районирование порта. Наиболее общий этап специализации порта — это районирование порта, которое предполагает территориальную целостность отдельных районов и является обязательным условием рациональной компоновки его территории.

Читать так же:  Перфорированный металл и его преимущества

При районировании порта предусматривают прежде всего определенную номенклатуру районов порта, их взаимное размещение и специализацию технологических перегрузочных комплексов.

[adsshortcodetwo]

Номенклатура районов порта включает в себя: грузовые районы (генеральных, навалочных, лесных, наливных, зерновых грузов), пассажирский район, районы размещения объектов комплексного обслуживания судов транспортного флота, зоны общепортовых объектов (режимная территория) и предпортовой зоны (нережимная территория).

По признаку видов плавания грузовые районы порта делят на районы внешнеторговых грузов и каботажные. Пассажирский район в соответствии с объемом и направлением пассажиропотоков может иметь районы местных и пригородных сообщений.

Расстояние между соответствующими районами, а также их взаимное расположение определяют с учетом устранения вредных воздействий пылящих, ядовитых и других подобных грузов на людей и взаимного вредного влияния грузов с учетом наиболее опасных преобладающих направлений ветра, определяемых по средней розе ветров теплого периода года. При этом необходимо учитывать, что в летний период процессы образования и распространения пыли происходят наиболее интенсивно. Водная поверхность способствует уменьшению распространения пыли. Повышение влажности воздуха также уменьшает пылеобразов.ание. К числу сильно пылящих грузов, оказывающих вредное влияние на другие грузы, относят цемент, уголь, железную руду и др.

Взаимное расположение города и порта. Расположение порта в пределах или непосредственной близости города способствует сокращению путей доставки грузов промышленных предприятий, подвозимых (отправляемых) морским транспортом, а также развитию пассажиропотоков. Однако такая близость имеет и множество негативных сторон. Береговые сооружения порта, особенно силосные корпуса, многоэтажные складские помещения, штабеля навалочных и емкости наливных грузов, далеко не украшают архитектурный ансамбль города.

Порт, располагаемый в прибрежной зоне, обычно отрезает город от моря. Сухопутные подходы к порту перерезают территорию города. Портовые сооружения могут нарушать естественный режим побережья, в отдельных случаях размывать берега. В свою очередь город часто ограничивает деятельность и развитие порта. Расположенные вблизи порта городские застройки затрудняют создание новых районов порта или развитие существующих, а также оптимальную компоновку подъездов к порту. Таким образом, совмещение таких сложных комплексов, как порт и город, требует тщательного учета особенностей их деятельности и развития.