Различие между этими видами — в целях, методах и содержании работ, а также в сроках упреждения.
Прогнозирование есть вид предвидения, основанный на научных методах. В градостроительном контексте под прогнозированием понимаются только те виды планирования, результаты которых подпадают под определение «прогноз» и не являются ни проектами, ни программами в их общепринятых смыслах. Это в основном долгосрочные разработки развития города, в которых речь идет не о детальных решениях, но о стратегии развития, его основных приоритетах, возможных вариантах (стратегический вариантный прогноз).
Программирование — обозначение разного рода планов, оперирующих с выявлением и распределением ресурсов дня решения определенных целей, для достижения которых необходима мобилизация средств из разных источников и координация большого числа участников. Разрабатываются на средние сроки. В отличие от прогноза, основанного на экстраполяции настоящего в будущее, программа ориентирована на миссию и ведет нас от представления о будущем к образу действий в настоящем.
Проектирование есть наиболее конкретный и определенный вид планирования. По определению, понятие «проект» требует однозначного представления трех вещей: во-первых, точные параметры проектируемого объекта; во-вторых, расчет необходимых средств и ресурсов; в-третьих, сроки осуществления. Как правило, такое однозначное представление возможно, когда речь идет о реальных объектах градостроительства и об их реализации в относительное близкие сроки.
Однако не все виды градостроительного проектирования соответствуют этим условиям. Например, схема функционального использования территории представляет собой проект организации и регулирования городского строительства, не обусловленный жесткими сроками реализации и лимитами ресурсов. Но зато такой проект имеет регулятивный правовой характер — эта особенность тоже отличает проектирование от прогнозирования и программирования. В нынешних условиях регулятивное правовое значение проектирования возрастает.
Градостроительное планирование должно включать следующие виды работ с правовым регламентным статусом: на уровне города и его районов — схемы зонирования территории и градостроительные регламенты застройки (правила застройки); на уровне региона — схемы и проекты выделения зон охраны ландшафта, лесных и водоохранных зон и пр.; на уровне страны — схемы размещения и планирования национальных парков, государственных заповедников и т.д.
В целом организацию разработки и принятия градостроительных решений для города (либо городской агломерации) можно представить в виде системы: «план-прогноз» — «план-программа» — «план-регламент» — «план-застройка».