Развитие градостроительства в России основано на Конституции РФ, гарантирующей права граждан на благоприятную среду обитания, жилище, образование и пр. и пр. Но с точки зрения градостроителей, в Основном законе РФ есть существенный недостаток — градостроительство выпало из предметов совместного ведения федеральной власти и субъектов федерации, что объективно создает опасность правового партикуляризма (отсутствие единого правового поля) в такой жизненно важной области, как градостроительство, делает в сущности не правомочными любые крупные федеральные программы поддержки градостроительства и т.д. Ориентируясь на опыт развитых стран мира, это положение надо исправлять.
Понятие градостроительства как системы правовых норм необходимо отразить в одной из статей Конституции РФ, так как отсутствие в Основном законе страны этого понятия используется как формально-юридический повод для возражений против создания общего и специального градостроительного законодательства. Принятие Градостроительного Кодекса РФ де-факто исправляет положение, но это необходимо закрепить конституционно.