По энциклопедическому определению, градостроительство существует в двух взаимосвязанных формах — как «теория и практика планировки и застройки городов» (БСЭ, 3-е изд., т. 3). Однако в последние годы из этой пары фактически сохраняется только «практика» — система господдержки науки в области градостроительства сошла на нет, а сеть государственных институтов в этой области практически отмирает. Исключением можно считать воссоздание в 1994 г. Российской академии архитектуры и строительных наук (РААСН) — как государственного научного центра, имеющего в своем составе отделение градостроительства. Существует также вузовская наука в области градостроительства, но ее влияние на практику в этой сфере пока ограниченно.
В том, что произошло с наукой, можно усмотреть объективные причины — например, несовершенство типологического принципа построения архитектурной и градостроительной науки, который был взят за основу советской системой; излишняя централизация — концентрация науки в немногих центрах и недостаточное развитие на местах (что фактически вело к отрыву теории \ от практики); явное несоответствие ряда теоретических постулатов реальным социально-экономическим условиям (утопизм) и т.д. Прошлая система всецело централизованного построения научной части градостроительного дела сегодня в принципе не отвечает тенденциям расширения прав и ответственности муниципального самоуправления, равно как и переходу большой доли инвестиционного и строительного потенциала от государства в акционированный и частный сектор. Но все эти явления — суть повод для реформирования отношений теории и практики в градостроительстве, но отнюдь не для упразднения научной части градостроительной деятельности. В целом отмирание теории есть опаснейший симптом неизбежно следующей за этим деградации практики. Его устранение следует считать важнейшей задачей реформы градостроительного дела.
Новые социально-экономические условия градостроительной деятельности с неизбежностью требуют новых форм организации и нового содержания научной деятельности. В ее задачи входит:
- заполнение тематических пробелов в градостроительных исследованиях, прежде всего по закономерностям развития городов и расселения в новых социально-экономических условиях и рыночной экономики, правовому обоснования градостроительной деятельности, научной методологии градостроительного прогнозирования и проектирования, по архитектурному спектру градостроительных проблем, вопросам градостроительной экологии и социологии и т.д.;
- расширение организационных форм (академическая и вузовская наука, государственные НИИ, полугосударственные и частные исследовательские и консалтинговые фирмы и т.д.);
- диверсификация источников финансирования градостроительной науки;
- развитие региональных и городских (прежде всего в крупных городах и агломерациях) центров градостроительных исследований.
На всех этапах разработки и реализации государственной градостроительной политики ее принципы и положения должны подвергаться научному анализу и своевременно корректироваться. Выпускаемые законопроекты и подзаконные акты в градостроительстве должны получить фундаментальную научную разработку.
Необходимо восполнить отсутствие научной методологии градостроительного прогнозирования. Многолетняя привычка опираться на целевые плановые показатели фактически атрофировала способность градостроительного знания и проектирования самим изучать и прогнозировать развитие градостроительных тенденций, предвидеть проблемные и переломные ситуации, вероятные сценарии траекторий развития. В новых социально-экономических условиях именно эти способности и возможности градостроительной теории будут нужны и востребованы в первую очередь. Именно в этом направлении надо совершенствовать методологию градостроительной науки.
Важной функцией градостроительной науки являются предпроектные исследования (в начале) и анализ результатов градостроительной деятельности (в завершении инвестиционностроительного цикла) — по всему спектру социальных, экологических, архитектурно-пространственных и прочих показателей. Это требует такого расширения организационных форм научной деятельности, которое позволит оперативно откликаться на запросы и заказы проектно-строительных фирм и органов власти муниципальных образований и местного самоуправления.
В связи с этим необходимо создание научных подразделений в составе проектных и управляющих организаций, расширение местных и региональных исследовательских центров при вузах. Чтобы результаты научных изысканий не оставались на полке и были востребованы, необходимо узаконить включение в состав проектной градостроительной документации специальных научных разделов, прогнозов, обоснований, равно как и наличие таких же разделов — при принятии решений.
Ни развитие теории, ни самой практики градостроительства невозможно без полноценного современного информационного обеспечения этой деятельности. Этот вопрос упоминается здесь последним, но на самом деле имеет первое по важности место. В современных условиях градостроительная практика, проектирование и управление в полной мере испытывают настоящий информационный голод, что препятствует им нормально функционировать. Централизованный сбор градостроительной информации по линии государственной статистики, который никогда не отличался полнотой и всеобъемлющим охватом, сегодня вообще практически полностью прекратил существование. Решающее значение в улучшении ситуации должно иметь внедрение в практику государственных градостроительных кадастров, по поводу которых приняты необходимые постановления органов государственного управления.
Кадастр представляет собой систему учета, классификации и оценки городских земель и другой недвижимости на основе топографической съемки участков, технической инвентаризации зданий и сооружений, инженерной инфраструктуры и благоустройства, проектов их развития, ведения реестра участков и другой недвижимости и их владельцев, а также служит основанием для регистрации собственности и т.д.
Исторически создание кадастровых систем связано с решением двух важнейших задач: обслуживание фискальной системы, т.е. учет земельных участков для полного и правильного взимания налогов, и правовое обеспечение рынка недвижимости, т.е. юридическое обеспечение доказательности сделок с недвижимостью. Вторая задача совершенно самостоятельная, решение ее требует ведения регистрационной системы, т.е. регистрации сделок купли-продажи, наследования, дарения, аренды и др. Такая система введена у нас Законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», одобренным Советом Федерации 3 июля 1997 года, и должна проводится специальными органами юстиции, которые фактически уже создаются.
Земельные участки вместе с расположенными на них зданиями, сооружениями, благоустройством, многолетними насаждениями и т.д. образуют фонд недвижимости. Кадастровые и регистрационные системы обеспечивают его информацией для целей планирования, управления и контроля. Государственной финансирование кадастровых и регистрационных служб, функционирующих на муниципальном уровне, осуществляется через областные земельные комитеты (уже одно это приводит к стремлению экономить на градостроительной информации, включаемой в кадастр).
Однако эта работа требует колоссальных первоначальных затрат и вложений на техническое оснащение электронными средствами, на сбор необходимой исходной информации, а также на последующую эксплуатацию ГИС (геоинформационной систем) — с максимально возможной степенью самоокупаемости. Пока эти задачи далеки от своего воплощения, и это составляет одну из главнейших проблем полноценного реформирования градостроительного дела в преддверии XXI века.