ТРАНСПОРТНАЯ ИНФРАСТРУКТУРА — совокупность в пределах определенной территории путей сообщения, транспортных сооружений и устройств различных видов транспорта, предназначенных для пасса­жирских и грузовых перевозок, ремонта, технического обслуживания и хранения транспортных средств (подвижного состава). Транспортная инфраструктура — основной элемент ТРАНСПОРТНОЙ СИСТЕМЫ, в ко­торую входят также подсистемы, обеспечивающие управление пасса­жирскими и грузовыми перевозками, взаимодействие видов транспорта, координацию их работы и планирование комплексного развития.

В территориальной планировке выделяют транспортную систему страны в целом и слагающие ее транспортные системы отдельных регионов; в градостроительстве — транспортные системы крупных городов, единые транспортные системы городов-центров и тяготеющих к ним районов.

Часть транспортной инфраструктуры, расположенная на межселенных территориях и обеспечивающая внешние транспортные свя­зи поселений, образует МЕЖСЕЛЕННУЮ ТРАНСПОРТНУЮ ИНФРАСТРУКТУРУ, в состав которой входят:

• магистральные и местные железные дороги, подъездные и внут­ренние железнодорожные пути горнодобывающих предприятий, карьеров нерудных материалов, лесозаготовительных и торфодобывающих предприятий;

• автомобильные дороги общего пользования (магистральные и местного значения) и ведомственные дороги сельскохозяйствен­ных, лесохозяйственных предприятий, подъездные дороги про­мышленных предприятий, а также специальные прогулочные, экскурсионные дороги рекреационных и туристских районов -парквеи, велотрассы;

• судоходные реки, каналы, морские и речные порты, грузовые причалы и пассажирские пристани, базы маломерных судов;

• аэропорты дальних воздушных сообщений, аэродромы и верто­дромы местных воздушных линий и сельскохозяйственной авиации. Сюда же входят линии пригородного транспорта, а также вылет­ные линии городского пассажирского транспорта — метрополитена, трамвая, троллейбуса, выходящие за пределы городов.

По значимости ПУТИ СООБЩЕНИЯ (ЛИНИИ) МЕЖСЕЛЕННОГО ТРАНСПОРТА подразделяют на межгосударственные, межрегиональ­ные, внутрирегиональные и местные (локальные). Сеть линий желез­нодорожного и автомобильного транспорта формирует урбанизирован­ный планировочный каркас территориальных образований. При этом важнейшую роль играют параллельно проходящие магистральные же­лезнодорожные линии и автомагистрали, зачастую в сочетании с река­ми, магистральными нефте- и газопроводами, линиями электропередачи и телекоммуникаций, образующие специфические русла расселения -ТРАНСПОРТНО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ КОРИДОРЫ.

Читать так же:  Возрождение градостроительного планирования.

К межселенной транспортной инфраструктуре относятся так же сооружения и устройства, расположенные на территории поселений: железнодорожные сортировочные станции, грузовые дворы, пасса­жирские станции с вокзалами, технические станции по обслуживанию железнодорожного пассажирского подвижного состава, локомотив­ные и вагонные депо; автовокзалы, автостанции; обходные и кольце­вые автодороги; грузовые автостанции, терминалы; городские аэро­вокзалы; речные порты. Указанные объекты формируют систему внешнего транспорта поселений.