Малые города и сельские поселения в основном формируются как моноцентрические структуры, где в едином центре размещается преобладающее число объектов обще-селенного назначения. В больших и крупных городах, а также в городских поселениях со сложной планировочной структурой (расчлененной, рассредоточенной) обще­городской центр представляет собой полицентри­ческую систему, в состав которой входит главный центр и его ядро (часто историческое ядро города), а также полифункциональные и (или) монофункцио­нальные (специализированные) центры, которые могут размещаться как в границах города, так и в пригороде. Эти центры формируются на основе фун­кций, восполняющих недостающие в главном центре или дублирующих их (подцентры). При этом специ­ализированные центры включают преимущественно объекты одного вида (культура, наука, торговля и другие). В таких центрах выделяются ведущие (про­фильные) функции и сопутствующие.

В больших и крупных городах особая роль в функционировании системы центров принадлежит общественно-транспортным центрам, которые формируются на базе узлов внешнего транспорта (железнодорожный, автобусный вокзалы, аэропорт).

Одним из современных видов специализирован­ных центров является деловой (финансово-дело­вой) центр, где преобладают офисные объекты с различной степенью кооперации зданий и сооруже­ний, средств связи и информации.

Уникальными функциональными и визуально-эс­тетическими свойствами обладают исторические центры, которые могут входить в планировочную структуру общегородского центра в роли его ядра или в силу особенностей развития города быть про­странственно обособленными.

Общественные здания на территории общего­родских центров объединяются в группы на основе их социальной и композиционной значимости, общ­ности функционального назначения, требований к транспортным коммуникациям, взаимному положе­нию, благоустройству территории и т.д.

Читать так же:  Развитие архитектуры города.