3. В Конституцию РФ в будущем желательно включить ряд дополнений, касающихся градостроительства, а именно:
включить градостроительство в перечень предметов совместного ведения федеральных органов власти и субъектов федерации, что устраняет опасность правового партикуляризма (отсутствие единого правового поля) и легализует разработку и реализацию федеральных программ содействия градостроительству;
отразить в одной из статей понятие градостроительства как системы правовых норм, пронизывающей все уровни государственного управления и правового регулирования — федеральный, субъекта федерации, городской (муниципальный) уровни, что является основой создания общего и специального градостроительного законодательства на всех уровнях управления.
4. Требует упорядочения проблема раздела собственности (городская земля, недвижимость, производственные объекты) на федеральную, региональную и муниципальную. Необходимо отделить от субъекта федераций и передать на муниципальное управление права собственности на городскую землю и недвижимость, что открывает для муниципальных властей право и возможность распоряжаться собственностью в пределах своих образований, стимулирует проведение ими собственной градостроительно-экономической политики, гарантирует повышение эффективности управления, побудит городские власти заботиться о повышении ценности, стоимости и привлекательности недвижимости путем улучшения качества городской среды.
В Бюджетном кодексе РФ вопрос о финансовой основе муниципального самоуправления должен быть четко приписан на уровень города, а не отдан на решение региональным властям.
5. Основные «городские» требования к экономической основе развития города:
пользование городской землей на правах собственности или продажи прав долгосрочной аренды;
сохранение в муниципальной собственности, владении и распоряжении не менее 30% городских земель;
регулирование (рыночными механизмами) инвестиционного процесса;
консолидированное управление землепользованием (земельным устройством) и планировкой (застройкой) городов.
6. Уже в переходный период обязана быть преодолена ведомственная разобщенность этих сфер деятельности, имея в виду, что вопросы землепользования в городах — это лишь общей концепции градостроительства, ответственной за конечный продукт деятельности, то есть удобно спланированный, логически совершенный, безопасный и красивый город.
Экономика земельных отношений в городах выступает средством достижения необходимого градостроительного эффекта, а посему должна быть встроена в единую систему городского управления по вопросам градостроительства и архитектуры. Средства и ресурсы, извлекаемые в сфере земельных отношений (рента, налоги и пр.), должны использоваться для целей градостроительства и поступать в распоряжение тех органов управления, что всецело владеют информацией о социальных и пространственных перспективах развития города.
7. Государственная статистика должна полнее отражать интересы и потребности городского планирования, для чего необходимо расширить и пополнить номенклатуру статистических градостроительных показателей, собираемых и обрабатываемых в порядке федерального, регионального и городского статистического учета.