Структурные и качественные сдвиги, обозначаемые в на­учной концепции градостроительной стратегии, выводят на но­вый уровень перспективы развития архитектуры. Это послед­ний по месту в публикации, но из первых по важности вопросов, связанных с градостроительной доктриной, которая по существу обязана быть и архитектурно-градостроительной доктриной.

Город вне полноценного архитектурного наполнения сис­темой зданий и сооружений всегда и всюду остается сухим про­изведением планиметрии, но не градостроительного искусства. Как показал XX век, унифицированная применительно к застрой­ке огромных массивов типология зданий и сооружений не просто убивает архитектурную композицию города. Она оказывается решительно негодной для условий реконструкции, когда каждое возводимое в сложившейся среде здание формируется не кано­нами типа, а способностью адекватной реакции на разнообразие градостроительных ситуаций. В XXI веке одной из целей стано­вится новая «экологичная» методология архитектурного создания зданий и сооружений — необходимая, при сохранении полной свободы решений, для органичного включения архитектурного объекта в разнообразие конкретных ситуаций окружающей сре­ды.

Проблемой, имеющей особую значимость в условиях ре­конструкции, является органичность взаимодействия новых форм архитектуры с исторически сложившимся окружением, утвер­ждающая непрерывность развития культуры. Архитектура тем самым поддерживает равновесие экологии культуры, вне которой не мыслится устойчивое развитие цивилизованного общества, в том числе и феномена города.

Первая волна строительного бума, обозначившего возврат инвестиционной активности в центры городов, показала, что уча­стники процесса оказались к ней не вполне готовы — ни архитек­турно, ни стилистически, ни просто по части хорошего профессионального вкуса. Наряду с несомненными удачами, поток со­мнительного качества архитектуры захлестнул через край. Нали­цо явно избыточная готовность потрафить запросам и вкусам за­казчика.

Несомненно, создание полноценной городской среды будет партнерства архитектора и заказчика, основанного на взаи­мопонимании. Но последнее не будет достигнуто, если принципы профессиональной культуры не найдут отклика у потребителя. В современной же России пока наблюдается ситуация, в которой архитектура лавирует между неразвитым вкусом частного инве­стора, устремленного к знакам престижа, и субъективным дикта­том руководящей элиты. Ориентирами для выхода из такой си­туации должны служить четкие и недвусмысленные позиции ар­хитектурно-градостроительной доктрины.

Читать так же:  Организация и управление градостроительством.

В их основу могут быть заложены глубокие и прочные традиции российского градостроительства и зодчества, всегда стремившихся соединить содержательную насыщенность архи­тектурной формы с активным осознанием возможностей строи­тельной техники, общий контекст мирового архитектурного про­цесса — с региональной самобытностью русской культуры, высо­кий профессионализм и мастерство зодчего — с его глубоко нрав­ственной, гуманитарной и общественно-гражданской позицией.