Структурные и качественные сдвиги, обозначаемые в научной концепции градостроительной стратегии, выводят на новый уровень перспективы развития архитектуры. Это последний по месту в публикации, но из первых по важности вопросов, связанных с градостроительной доктриной, которая по существу обязана быть и архитектурно-градостроительной доктриной.
Город вне полноценного архитектурного наполнения системой зданий и сооружений всегда и всюду остается сухим произведением планиметрии, но не градостроительного искусства. Как показал XX век, унифицированная применительно к застройке огромных массивов типология зданий и сооружений не просто убивает архитектурную композицию города. Она оказывается решительно негодной для условий реконструкции, когда каждое возводимое в сложившейся среде здание формируется не канонами типа, а способностью адекватной реакции на разнообразие градостроительных ситуаций. В XXI веке одной из целей становится новая «экологичная» методология архитектурного создания зданий и сооружений — необходимая, при сохранении полной свободы решений, для органичного включения архитектурного объекта в разнообразие конкретных ситуаций окружающей среды.
Проблемой, имеющей особую значимость в условиях реконструкции, является органичность взаимодействия новых форм архитектуры с исторически сложившимся окружением, утверждающая непрерывность развития культуры. Архитектура тем самым поддерживает равновесие экологии культуры, вне которой не мыслится устойчивое развитие цивилизованного общества, в том числе и феномена города.
Первая волна строительного бума, обозначившего возврат инвестиционной активности в центры городов, показала, что участники процесса оказались к ней не вполне готовы — ни архитектурно, ни стилистически, ни просто по части хорошего профессионального вкуса. Наряду с несомненными удачами, поток сомнительного качества архитектуры захлестнул через край. Налицо явно избыточная готовность потрафить запросам и вкусам заказчика.
Несомненно, создание полноценной городской среды будет партнерства архитектора и заказчика, основанного на взаимопонимании. Но последнее не будет достигнуто, если принципы профессиональной культуры не найдут отклика у потребителя. В современной же России пока наблюдается ситуация, в которой архитектура лавирует между неразвитым вкусом частного инвестора, устремленного к знакам престижа, и субъективным диктатом руководящей элиты. Ориентирами для выхода из такой ситуации должны служить четкие и недвусмысленные позиции архитектурно-градостроительной доктрины.
В их основу могут быть заложены глубокие и прочные традиции российского градостроительства и зодчества, всегда стремившихся соединить содержательную насыщенность архитектурной формы с активным осознанием возможностей строительной техники, общий контекст мирового архитектурного процесса — с региональной самобытностью русской культуры, высокий профессионализм и мастерство зодчего — с его глубоко нравственной, гуманитарной и общественно-гражданской позицией.