Экономические основы развития города в идеале просто определяются формированием полноценного (бездефицитного и бездотационного) городского бюджета, структурированного на текущий бюджет и бюджет развития, что в совокупности обеспечивает устойчивое развитие города, в частности, его экономическое саморазвитие. На самом деле это едва ли не самая сложная проблема городского планирования, даже для экономически развитых стран. Основной путь ее эффективного решения, как свидетельствует мировой опыт, состоит в создании особым образом структурированной системы городского налогообложения, а также — рыночном стимулировании инвестиционной активности. За городом должен закрепляться свой постоянный сегмент налогооблагаемой базы, связанный с городской недвижимостью — это побуждает городские власти заботиться о повышении ее ценности и привлекательности, в том числе посредством улучшения качества городской среды.
Для России это означает радикальное изменение всей налоговой системы и налогового законодательства — с учетом интересов градостроительного дела. В современных условиях городские бюджеты в РФ формируются по запутанным, ненадежным и неэффективным схемам. В действующей редакции Бюджетного кодекса вопрос о финансовой основе муниципального самоуправления отдан на откуп региональным властям. По этой причине сами собой отпадают стимулы повышения собираемости налогов, расширения налогооблагаемой базы и вообще пополнения муниципального бюджета. В условиях, когда муниципальные доходы могут быть в любой момент изъяты в пользу субъекта федерации, никто не заинтересован в их получении.
Лучше обстоят дела в двух таких крупных городах как Москва и Петербург, которые являются одновременно субъектами федерации и имеют больше возможностей распоряжаться налогами. Для основной же массы российских городов поступления от налогов в бюджеты не покрывают и половины потребности на текущие нужды.
Выходом из этого положения является четкое разделение налоговой базы между федерацией, субъектом федерации и муниципальным образованием по любой принципиальной схеме, например: муниципальный бюджет — формируют налоги на землю и недвижимость, ряд других поступлений; бюджет субъекта федерации — подоходные налоги и акцизы: федеральный бюджет — подоходный налог, таможенные сборы и акцизы. Будучи построена по такой схеме финансовая база развития городов будет надежно упорядочена.
Таковы составные части нового алгоритма градостроительства, которые дают основания для разработки стратегии развития городов России.