Из всех метеорологических факторов наибольшее значение для портостроения, эксплуатации портов и судоходства имеют: ветер, туманы, осадки, влажность и температура воздуха, температура воды.
Ветер. Ветровой режим характеризуется направлением, скоростью, продолжительностью и повторяемостью. Знание ветрового режима особенно важно при строительстве портов на морях и водохранилищах. От ветра зависят направление и интенсивность волнения, которые определяют компоновку внешних устройств порта, их конструкцию и направление водных подходов к порту. Господствующее направление ветра должно также учитываться при взаимном расположении причалов с разными грузами.
Ветры, воздействуя на водную поверхность, вызывают колебания уровней (нагонные явления) и являются главной причиной образования волн. Ветры характеризуется скоростью, которая оценивается в м/с или км/ч и в баллах. Для измерения скорости ветра используют прибор-анемометр.
Наглядной оценкой ветрового режима является роза ветров — диаграмма, на которой в выбранном масштабе по восьми направлениям-румбам компаса (север — С, северо-восток СВ и т.д.) отложены отрезки, соответствующие проценту повторяемости ветра данного направления. Для построения розы ветров все ветры по скорости разбиваются на ряд групп (ступенями 3 – 5 м/с), для каждой группы рассчитывается процент повторяемости от общего числа всех наблюдений для данного направления. В центре розы ветров вычерчивается круг, в котором записывается процент обеспеченности, соответствующий отсутствию ветра (штиль).
Роза ветров: 1 – 1-5 м/с; 2 – 6-9 м/с; 3 – 10-14 м/с; 4 – 15-19 м/с;5 – 20 м/с и более.
Характер ветра | Скорость ветра | Характер ветра | Скорость ветра | ||
баллы | м/с |
|
баллы | м/с | |
Штиль | 0 | 0 | Буря | 7-8 | 13-20 |
Слабый ветер | 1-2 | 1-3 | Шторм | 9-10 | 20-25 |
Умеренный ветер | 3-4 | 4-7 | Жестокий шторм | 11 | 25-29 |
Сильный ветер | 5-6 | 8-12 | Ураган | 12 | 29 |
Температура воздуха и воды. Температуру воздуха и воды измеряют на гидрометеостанциях в те же сроки, что и параметры ветра. Данные измерений оформляют в виде годовых графиков хода температуры. Основное значение этих данных для портостроения состоит в том, что они определяют сроки замерзания и вскрытия бассейна, от чего зависит длительность навигации.
Туманы. Туманы возникают в тех случаях, когда упругость водяного пара в атмосфере достигает упругости насыщенного пара. В этом случае водяной пар конденсируется на частицах пыли или поваренной соли (на морях и океанах) и эти скопления в воздухе мельчайших капель воды образуют туман. Несмотря на развитие радиолокации, движение судов в тумане все же ограничено. При очень густом тумане, когда уже на расстоянии нескольких десятков метров не видны даже крупные предметы, иногда приходится прекращать и перегрузочные работы в портах. В речных условиях туманы довольно кратковременны и быстро рассеиваются, а в некоторых морских портах они бывают затяжными и держатся неделями. Исключительным в этом отношении является о. Ньюфаундленд, в районе которого летние туманы иногда держатся 20 дней и более. В некоторых отечественных морских портах на Балтийском и Черном морях, а также на Дальнем Востоке в году бывает 60—80 дней с туманами.
Осадки. Атмосферные осадки в виде дождя и снега следует учитывать при проектировании причалов, на которых перегружаются грузы, боящиеся влаги. В этом случае необходимо предусматривать специальные устройства, предохраняющие место перегрузки от осадков, или при оценке расчетного суточного грузооборота учитывать неизбежные перерывы в работе причалов. Количество осадков в различных районах земного шара весьма отличается. Так, например, в Батуми (Грузия) слой осадков составляет 2460 мм в год, а в Баку (Азербайджан) только 210 мм в год. При этом имеет значение не столько общее количество осадков, как число дней с осадками. В этом отношении одним из «неудачных» портов является Санкт-Петербургский, где при общем количестве осадков около 470 мм в год в отдельные годы бывает более 200 дней с осадками. Данные об осадках получают от Госметеослужбы РФ.