Различие между этими видами — в целях, методах и содержании работ, а также в сроках упреждения.

Прогнозирование есть вид предвидения, основанный на научных методах. В градостроительном контексте под прогнози­рованием понимаются только те виды планирования, результаты которых подпадают под определение «прогноз» и не являются ни проектами, ни программами в их общепринятых смыслах. Это в основном долгосрочные разработки развития города, в которых речь идет не о детальных решениях, но о стратегии развития, его основных приоритетах, возможных вариантах (стратегиче­ский вариантный прогноз).

Программирование — обозначение разного рода планов, оперирующих с выявлением и распределением ресурсов дня ре­шения определенных целей, для достижения которых необходима мобилизация средств из разных источников и координация большого числа участников. Разрабатываются на средние сроки. В отличие от прогноза, основанного на экстраполяции настояще­го в будущее, программа ориентирована на миссию и ведет нас от представления о будущем к образу действий в настоящем.

Проектирование есть наиболее конкретный и определен­ный вид планирования. По определению, понятие «проект» тре­бует однозначного представления трех вещей: во-первых, точные параметры проектируемого объекта; во-вторых, расчет необхо­димых средств и ресурсов; в-третьих, сроки осуществления. Как правило, такое однозначное представление возможно, когда речь идет о реальных объектах градостроительства и об их реализации в относительное близкие сроки.

Однако не все виды градостроительного проектирования соответствуют этим условиям. Например, схема функционально­го использования территории представляет собой проект органи­зации и регулирования городского строительства, не обусловлен­ный жесткими сроками реализации и лимитами ресурсов. Но зато такой проект имеет регулятивный правовой характер — эта особенность тоже отличает проектирование от прогнозирования и программирования. В нынешних условиях регулятивное право­вое значение проектирования возрастает.

Градостроительное планирование должно включать сле­дующие виды работ с правовым регламентным статусом: на уровне города и его районов — схемы зонирования территории и градостроительные регламенты застройки (правила застройки); на уровне региона — схемы и проекты выделения зон охраны ландшафта, лесных и водоохранных зон и пр.; на уровне страны — схемы размещения и планирования национальных парков, госу­дарственных заповедников и т.д.

Читать так же:  Особенности пространственной организации национальных парков.

В целом организацию разработки и принятия градострои­тельных решений для города (либо городской агломерации) можно представить в виде системы: «план-прогноз» — «план-программа» — «план-регламент» — «план-застройка».