Микротоннельная технология предусматривает продавливание колонны труб за механизированным микрощитом из шахт (камер) или котлованов. При этом продавливают сразу постоянную или временную конструкцию трубопровода с последующей заменой ее на постоянную.

Опытная прокладка труб канализации диаметром 400 мм выполнена Мосинжстроем в г. Москве на Тайнинской улице с применением микрощита «Херренкнехт» (Германия).

Работы по разработке и внедрению технологии микротоннелирования проводятся ОАО Корпорацией «Трансстрой», Тоннельной ассоциацией России, Мосинжстроем, ОАО «НТЦ», Мосинжпроектом, Мосводоканалпроектом и др.

Впервые в России разработаны МГСН 6.01-03 «Бестраншейная прокладка коммуникаций с применением микротоннелепроходческих комплексов и реконструкция трубопроводов с применением специального оборудования».

Микротоннелепроходческий комплекс (МТПК) состоит из щитовой микромашины (ЩММ), прицепных элементов, системы удаления грунта, стандартных шлангов и кабелей, домкратной станции и системы управления.

Применяют три основных типа МТПК:

— МТПК-г с гидротранспортом грунта;

— МТПК-п с пневмотранспортом грунта;

— МТПК-ш со шнековым транспортом грунта.

Микропроходку применяют для прокладки трубопроводов под препятствиями (дорогами, сооружениями и др.), а также устройства протяженных инженерных сетей в широком диапазоне грунтовых условий, в том числе в слабых водонасыщенных грунтах.

Длина участков проходки между шахтами (камерами) может достигать 100 — 150 м.

Микротоннельную технологию применяют для:

— сооружения новых коллекторов в районах городской застройки;

— реконструкции изношенных инженерных сетей;

— устройства защитных экранов по контуру тоннеля (см. подраздел 5.2).

Технология микротоннелирования широко применяется в Японии. Начиная с 1985 г. крупнейшей компанией «Иссеки Политех» создано более 250 щитовых комплексов для прокладки микротоннелей диаметром 360 — 1200 мм. В последние годы этой компанией разработан новый комплекс «Кранчинг-Моул» для проходки микротоннелей с механизмом для дробления камней. В головной части щита грунт вместе с каменистыми включениями вдавливается в камеру дробления и перерабатывается эксцентрично установленной конической дробилкой. Затем измельченный грунт смешивается с водой и в виде пульпы удаляется на поверхность земли.

Читать так же:  Классификация спортивных сооружений. Контрольная работа.

В Германии микропроходческую технику разрабатывают и выпускают фирмы «Херренкнехт», «Зольтау» и др.

В нашей стране применяются в основном микропроходческие установки фирмы «Херренкнехт» и «Зольтау» (табл. 5.2).

Мосинжпроектом разработан и издан альбом «Конструкции железобетонных труб для прокладки методом микротоннелирования» (РК 2411-02, выпуски 1 и 2, части 1 и 2. М., 2002 г.). Железобетонные трубы разработаны двух видов: с внутренней полиэтиленовой оболочкой и без нее и предназначены для прокладки самотечных коллекторов фекальной и дождевой канализации. Конструкции железобетонных труб имеют следующие диаметры: 600, 800, 1000, 1200, 1500 и 2000 мм.

При проектировании бестраншейной прокладки коммуникаций с применением МТПК и щитовой микромашины расстояние между стартовой и приемной шахтами, как правило, назначают не более 150 м. При проектировании трубопроводов диаметром более 1000 мм и применении промежуточных домкратных станций это расстояние может назначаться до 1000 м. Направление проходки (продавливания) может задаваться как на подъем, так и под уклон.

Для прокладки самотечных трубопроводов дождевой канализации, стоки которых не являются агрессивными по отношению к бетону и резиновым уплотняющим кольцам, рекомендуется применять железобетонные трубы.

Таблица 5.2

Характеристики микротоннелепроходческих комплексов.

Страна

Фирма

Модель

Внутренний диаметр трубопровода, мм

Наружный диаметр микромашины, мм

Усилие продавливания секций, кН

Способ транспортирования грунта

Германия «Херренкнехт» AVN

AVT

ВМ

250 — 1600

363 — 1880

2600 — 5080

Гидротранспорт

250 — 800

363 — 975

Шнековый

150 — 400

250 — 560

730

То же
«Зольтау» RVS-AS

RVS-A

300 — 2100

550 — 2250

1150 — 6000

Гидротранспорт

150 — 1200

250 — 1500

40 — 785

Шнековый
«Ловат-МТС» MTS

MTS

«Ноэль»

1000

1190

6000

Гидротранспорт

150 — 400

250 — 560

1500 — 2300

Шнековый

400 — 1200

630 — 1490

2000 — 5500

Пневмотранспорт
Канада-США «Аккерман» SL

445 — 1675

610 — 2000

4000

Гидротранспорт
Япония «Исеки-политех» «ТелеМаус»

Гидротранспорт
«Кран-чинг-Моул»

Гидротранспорт с дроблением камней
«Анкл-Моул»

250 — 1400

То же
Читать так же:  Шпаргалки по дисциплине Градостроительство.

Для трубопроводов дождевой канализации, принимающих стоки, содержащие коррозионно-активные вещества, рекомендуется применять полимербетонные безнапорные трубы или железобетонные трубы с внутренней антикоррозийной полиэтиленовой, стеклопластиковой или другой облицовкой.

Для самотечных трубопроводов канализации в интервале диаметров от 400 до 1000 мм рекомендуется применять полимербетонные безнапорные трубы. Допускается применение железобетонных труб с установкой полимерных рукавов после их продавливания. Трубопроводы диаметром от 1000 до 2000 мм рекомендуется проектировать из железобетонных труб с внутренней антикоррозийной полиэтиленовой облицовкой.

Полиэтиленовые, стеклопластиковые, асбестоцементные и чугунные водопроводные трубы могут быть применены при прокладке их в защитных футлярах.

Для прокладки водоводов диаметром более 1000 мм рекомендуется применять стальные трубы. Соединение секций прокладываемых стальных труб предусматривают при помощи накладок и сварных швов. В проектной документации устанавливают параметры сварных швов и методы контроля сварных стыков.

Для стыковых соединений железобетонных и полимербетонных труб рекомендуется использовать стальные и стеклопластиковые муфты по концам трубы, а также по одному или по два кольцевых эластомерных уплотнителя.

Длину секций трубопроводов назначают в зависимости от размеров стартовой шахты. Для труб диаметром 400 — 800 мм рекомендуемая длина секций — 2,0 м, при диаметре более 800 мм — 3,0 м.

При выполнении расчетов труб на прочность следует учитывать давление вышележащего слоя грунта и временную подвижную нагрузку под транспортными проездами, усилия от домкратов при продавливании, собственную массу труб и транспортируемой жидкости, давление транспортируемой жидкости, а также физико-механические характеристики грунтов в зоне трубопровода.

При проектировании определяют размеры и глубину заложения стартовых и приемных шахт, конструкцию стыкового соединения секций прокладываемых трубопроводов.

Конструкция крепи стартовой шахты в проекте должна рассчитываться на восприятие горного и гидростатического давления, а также усилий, возникающих при продавливании секций трубопровода. В случае недостаточной несущей способности грунта необходимо предусматривать специальные способы производства работ.

Читать так же:  Откосы.

На свободных территориях рекомендуется проектировать стартовый котлован прямоугольного очертания с целью возможного увеличения длины монтажных секций трубопровода. В стесненных условиях и при глубине шахты более 10 м, как правило, принимают круговое очертание с минимально возможными размерами.

Способы сооружения стартовых и приемных шахт (котлованов) назначают в зависимости от инженерно-геологических условий, глубины заложения, применяемого оборудования, формы и размеров сечения шахт (котлованов). Применяют следующие способы: опускного колодца (в том числе с использованием тиксотропной рубашки); устройство ограждения из буросекущихся свай; забивное шпунтовое ограждение и др.

При бестраншейной прокладке коммуникаций или защитных футляров под железнодорожными путями, городскими магистралями и в непосредственной близости от действующих подземных коммуникаций, а также при проходке на глубинах менее трех диаметров от лотка прокладываемой коммуникации и на первых 6 м от стартовой шахты рекомендуется снижение скорости проходки в целях обеспечения технической безопасности.