Из-за отсутствия средств, а также вследствие известной недооценки со стороны властей, основная масса городов не обеспечены совре­менной документацией долгосрочного городского планирования, правового зонирования, планами размещения и оценки недвижи­мости, межевания городских земель, градостроительными када­страми и электронными банками градостроительных данных. Все эти виды перспективного градостроительного планирования тре­буют быстрейшего восстановления.

В настоящее время, за малым исключением, не обновля­ются генеральные планы городов, районные планировки. От­сутствует долгосрочное городское планирование на местах. Вместо того, чтобы стимулировать эту сферу, федеральные орга­ны землепользования, градостроительства и имущества соперни­чают за расширение собственных полномочий.

Самый свежий пример — между Госстроем и Роскомземом. Госстрой добился постановления Правительства РФ от 4.112000 № 921 «О государственном техническом учете и техни­ческой инвентаризации в Российской Федерации объектов градо­строительной деятельности» и стремится провести через Государственную думу федеральный закон «О государственном тех­ническом учете объектов градостроительной деятельности», что­бы стать во главе соответствующей структуры и расширить свои полномочия до муниципальных образований включительно. Речь идет о попытке выстроить государственную систему на базе БТИ, которые сейчас являются муниципальными предприятиями.

Но и Роскомзем стремится расширить свои полномочия в этой сфере. По его инициативе то же Правительство РФ в марте 2001 г. приняло решение о разработке на 2002-2007 годы Феде­ральной целевой программы «Создание автоматизированной сис­темы ведения государственного земельного кадастра и государственного учета объектов недвижимости» (госзаказчик програм­мы — Федеральная служба земельного кадастра России). В части земли работа над АС уже шла давно, но теперь речь идет не только об учете всего, что касается земельных участков, но и то­го, что находится под и над землей, то есть и градостроительных объектов. Таким образом и Роскомзем желает взять себе этот вопрос, хотя напрямую не владеет вопросами градостроительст­ва.

Читать так же:  Организация поверхностного стока.

Выходит, что вместо содействия становлению местного самоуправления, госструктуры «тянут одеяло» на свой уровень, каждая на себя. Упорядочение земельных отношений в городах не самоцель, но средство достижения необходимого градострои­тельного эффекта, а посему должно входить в единую систему городского управления по вопросам градостроительства и архи­тектуры, причем преимущество на муниципальном уровне. Сред­ства и ресурсы, извлекаемые в сфере земельных отношений (рента, налоги и пр.), должны использоваться и для целей градо­строительства, поступать в распоряжение соответствующих ор­ганов управления — тех, что владеют информацией о социальных и пространственных перспективах развития городя, планируют вперед, а не просто ведут технический учет.