Из-за отсутствия средств, а также вследствие известной недооценки со стороны властей, основная масса городов не обеспечены современной документацией долгосрочного городского планирования, правового зонирования, планами размещения и оценки недвижимости, межевания городских земель, градостроительными кадастрами и электронными банками градостроительных данных. Все эти виды перспективного градостроительного планирования требуют быстрейшего восстановления.
В настоящее время, за малым исключением, не обновляются генеральные планы городов, районные планировки. Отсутствует долгосрочное городское планирование на местах. Вместо того, чтобы стимулировать эту сферу, федеральные органы землепользования, градостроительства и имущества соперничают за расширение собственных полномочий.
Самый свежий пример — между Госстроем и Роскомземом. Госстрой добился постановления Правительства РФ от 4.112000 № 921 «О государственном техническом учете и технической инвентаризации в Российской Федерации объектов градостроительной деятельности» и стремится провести через Государственную думу федеральный закон «О государственном техническом учете объектов градостроительной деятельности», чтобы стать во главе соответствующей структуры и расширить свои полномочия до муниципальных образований включительно. Речь идет о попытке выстроить государственную систему на базе БТИ, которые сейчас являются муниципальными предприятиями.
Но и Роскомзем стремится расширить свои полномочия в этой сфере. По его инициативе то же Правительство РФ в марте 2001 г. приняло решение о разработке на 2002-2007 годы Федеральной целевой программы «Создание автоматизированной системы ведения государственного земельного кадастра и государственного учета объектов недвижимости» (госзаказчик программы — Федеральная служба земельного кадастра России). В части земли работа над АС уже шла давно, но теперь речь идет не только об учете всего, что касается земельных участков, но и того, что находится под и над землей, то есть и градостроительных объектов. Таким образом и Роскомзем желает взять себе этот вопрос, хотя напрямую не владеет вопросами градостроительства.
Выходит, что вместо содействия становлению местного самоуправления, госструктуры «тянут одеяло» на свой уровень, каждая на себя. Упорядочение земельных отношений в городах не самоцель, но средство достижения необходимого градостроительного эффекта, а посему должно входить в единую систему городского управления по вопросам градостроительства и архитектуры, причем преимущество на муниципальном уровне. Средства и ресурсы, извлекаемые в сфере земельных отношений (рента, налоги и пр.), должны использоваться и для целей градостроительства, поступать в распоряжение соответствующих органов управления — тех, что владеют информацией о социальных и пространственных перспективах развития городя, планируют вперед, а не просто ведут технический учет.