Малые города и сельские поселения в основном формируются как моноцентрические структуры, где в едином центре размещается преобладающее число объектов обще-селенного назначения. В больших и крупных городах, а также в городских поселениях со сложной планировочной структурой (расчлененной, рассредоточенной) общегородской центр представляет собой полицентрическую систему, в состав которой входит главный центр и его ядро (часто историческое ядро города), а также полифункциональные и (или) монофункциональные (специализированные) центры, которые могут размещаться как в границах города, так и в пригороде. Эти центры формируются на основе функций, восполняющих недостающие в главном центре или дублирующих их (подцентры). При этом специализированные центры включают преимущественно объекты одного вида (культура, наука, торговля и другие). В таких центрах выделяются ведущие (профильные) функции и сопутствующие.
В больших и крупных городах особая роль в функционировании системы центров принадлежит общественно-транспортным центрам, которые формируются на базе узлов внешнего транспорта (железнодорожный, автобусный вокзалы, аэропорт).
Одним из современных видов специализированных центров является деловой (финансово-деловой) центр, где преобладают офисные объекты с различной степенью кооперации зданий и сооружений, средств связи и информации.
Уникальными функциональными и визуально-эстетическими свойствами обладают исторические центры, которые могут входить в планировочную структуру общегородского центра в роли его ядра или в силу особенностей развития города быть пространственно обособленными.
Общественные здания на территории общегородских центров объединяются в группы на основе их социальной и композиционной значимости, общности функционального назначения, требований к транспортным коммуникациям, взаимному положению, благоустройству территории и т.д.