Инфраструктура городов экстренно требует осуществления комплексной объемной реконструкции всех составляющих ее систем. Без этого она реально рискует перейти в стадию объемного кризиса.
В результате сохранения прошлой монопольной системы предоставления коммунальных услуг, устаревших организационных форм коммунального хозяйства, не приспособленных к условиям рыночных отношений, отсутствия альтернативных источников финансирования уже во многом нарушился нормальный ритм функционирования городов, население испытывает серьезные неудобства. Отжившая система управления жилищно-коммунальным хозяйством городов с ее слабой ориентацией на нужды и потребности владельцев жилищ и «плановой» убыточностью является помехой градостроительной деятельности, поддержанию городских фондов в устойчивом состоянии.
До одной трети жилищного (фонда лишено самых необходимых видов инженерного оснащения, а горячее водоснабжение отсутствует у более половины жилищ. В сельской местности централизованным водоснабжением охвачено лишь 22% поселений, а системами водоотведения — 4%, большинство поселений не газифицировано. Твердым покрытием оборудовано около 65% городских магистралей и улиц, а в малых городах — менее половины. Показатели плотности улично-дорожной сети существенно меньше минимальных градостроительных норм.
Городские фонды и инфраструктура без надлежащего технического обслуживания, регулярных профилактических ремонтных работ и замены устаревшего оборудования быстро изнашиваются. Участились случаи обрушения зданий, отказа инженерных систем, карстовых провалов поверхности, аварий и катастроф. Более 20% жилищного фонда в городах нуждается капитальном ремонте, переоборудовании коммунальных квартир и реконструкции. Особенно высока доля жилищного фонда низкого качества в малых городах и селах. За последние 5 лет по ветхости выбыло около 40 млн кв. м общей площади жилых домов. Все это настоятельно требует проведения комплексной коммунальной реформы.