14. На месте централизованного планирования советского образца необходимо развивать сферу городского планирования нового типа — главным образом в регионах и на местах — как ос­нову регулирующего воздействия на социальное, экономическое, экологическое и прежде всего пространственное развитие города в интересах населяющих его людей.

Основными составными частями и ключевыми процеду­рами методологии планирования должны стать три взаимосвя­занных вида деятельности: прогнозирование — программирова­ние — проектирование. Институционально все они должны раз­виться как элементы единой скоординированной системы дея­тельности, которая опирается на социальную и общественную потребность, демократические процедуры, правовое обеспечение и высокую управленческую культуру власти.

15. Прогнозирование необходимо развивать как долго­срочные градостроительные разработки, в которых речь идет о стратегии развития, его основных приоритетах, возможных вари­антах и результатах (стратегический вариантный прогноз). Прогноз основан на экстраполяции настоящего в будущее, с вы­явлением, анализом и сопоставлением возможных различных траекторий развития. Разрабатываются на федеральной, субъек­тов федерации и городском (муниципальном) уровнях. На всех уровнях является основой для разработки градостроительных программ и проектов.

16. Программирование следует осуществлять для выявле­ния и распределения ресурсов, необходимых для достижения (градостроительных целей и требующих мобилизации средств из разных источников и координация большого числа участников. Разрабатывается на средние сроки. Программа ориентирована на миссию и ведет от поставленной цели на будущее к образу дей­ствий в настоящем. Понятие «градостроительная программа» не­обходимо вернуть в градостроительное законодательство (в Гра­достроительный кодекс РФ или в специальный закон). Разраба­тывается на федеральном, субъектов федерации и городском (муниципальном) уровнях, во взаимосвязи с разработкой градо-строительных проектов.

17. Проектирование необходимо развивать, исходя из точного знания: параметров проектируемого объекта; выделяе­мых ресурсов; заданных сроков осуществления. Как правило, это условия для титульных градостроительных объектов и четких, относительно близких сроков реализации.

Читать так же:  Система озеленения города.

18. Градостроительное планирование должно включать проектные работы с правовым регламентным статусом: на уровне города — схемы градостроительного зонирования и проекты-регламенты застройки; на уровне региона — схемы и проекты вы­деления зон охраны ландшафта, заповедников, водоохранных зон и других зон регулируемого использования; на уровне страны схемы размещения и планирования национальных парков, дарственных заповедников и т.д.