14. На месте централизованного планирования советского образца необходимо развивать сферу городского планирования нового типа — главным образом в регионах и на местах — как основу регулирующего воздействия на социальное, экономическое, экологическое и прежде всего пространственное развитие города в интересах населяющих его людей.
Основными составными частями и ключевыми процедурами методологии планирования должны стать три взаимосвязанных вида деятельности: прогнозирование — программирование — проектирование. Институционально все они должны развиться как элементы единой скоординированной системы деятельности, которая опирается на социальную и общественную потребность, демократические процедуры, правовое обеспечение и высокую управленческую культуру власти.
15. Прогнозирование необходимо развивать как долгосрочные градостроительные разработки, в которых речь идет о стратегии развития, его основных приоритетах, возможных вариантах и результатах (стратегический вариантный прогноз). Прогноз основан на экстраполяции настоящего в будущее, с выявлением, анализом и сопоставлением возможных различных траекторий развития. Разрабатываются на федеральной, субъектов федерации и городском (муниципальном) уровнях. На всех уровнях является основой для разработки градостроительных программ и проектов.
16. Программирование следует осуществлять для выявления и распределения ресурсов, необходимых для достижения (градостроительных целей и требующих мобилизации средств из разных источников и координация большого числа участников. Разрабатывается на средние сроки. Программа ориентирована на миссию и ведет от поставленной цели на будущее к образу действий в настоящем. Понятие «градостроительная программа» необходимо вернуть в градостроительное законодательство (в Градостроительный кодекс РФ или в специальный закон). Разрабатывается на федеральном, субъектов федерации и городском (муниципальном) уровнях, во взаимосвязи с разработкой градо-строительных проектов.
17. Проектирование необходимо развивать, исходя из точного знания: параметров проектируемого объекта; выделяемых ресурсов; заданных сроков осуществления. Как правило, это условия для титульных градостроительных объектов и четких, относительно близких сроков реализации.
18. Градостроительное планирование должно включать проектные работы с правовым регламентным статусом: на уровне города — схемы градостроительного зонирования и проекты-регламенты застройки; на уровне региона — схемы и проекты выделения зон охраны ландшафта, заповедников, водоохранных зон и других зон регулируемого использования; на уровне страны схемы размещения и планирования национальных парков, дарственных заповедников и т.д.