Нынешняя ситуация может стать стартовой для осущест­вления новой научной градостроительной стратегии, которая предполагает быстрое или постепенное движение по нескольким взаимосвязанным направлениям:

  • от жесткого функционального разделения города — к ин­тегрированной планировочной структуре, признаки чего уже и сегодня можно увидеть в появлении разнообразных многофунк­циональных городских зон и комплексов, например, в виде так называемых контактно-стыковых зон между производственными и селитебными образованиями, многопрофильных градострои­тельных узлов, крупных зданий, совмещающих разные функции, и других сооружений комбинированного назначения. Все это, разумеется, не означает полного отказа от принципа разделения города на части различного функционального использования, но значительно развивает и, главное, обогащает этот принцип, при­дает городской среде новое качество;
  • от политики массированного освоения свободных земель на окраинах — к инвестиционно-строительной активности на всей территории города, в разных градостроительных ситуациях и формах освоения городского пространства, в том числе — более активным использованием подземного и надземного пространства;
  • от внешней экспансии — к реконструкции города в преде­лах всех территорий как главному направлению градострои­тельной активности, признаки чего явственно наблюдаются, например, в оживившемся строительстве в исторических центрах городов и в других т.н. «старогородских» районах. Значение это­го явления трудно переоценить, поскольку именно с ним связаны надежды на комплексное обновление городов и городской среды во всех ее качественных параметрах — экологических, эстетиче­ских, культурологических, функциональных и т.д.;
  • движение к более интенсивной т продуманной рестав­рации памятников культуры и архитектуры, а также техниче­ской и функциональной модернизации зданий и сооружений, что не в последнюю очередь связано с местной градостроительной политикой и усилением рыночных факторов инвестиционно-строительной деятельности в городах.

Прекращение избыточного территориального разрастания городов и переход к реконструкции должны заложить основы движения от экстенсивного к интенсивному типу роста города. При таком типе рост города (в разных видах измерения) сопро­вождается не прогрессирующим увеличением, а напротив удель­ным сокращением потребляемых ресурсов (территория, протя­женность коммуникаций, энергопотребление и пр.).

Читать так же:  Комплексность жилой среды, средства ее достижения.

При этом возрастают цели и значение движения от жест­кого функционального разделения городской территории к ин­тегрированной планировочной структуре города. Приметы инте­грации городской структуры уже сегодня можно увидеть в появ­лении разнообразных многофункциональных городских зон и комплексов, например, в виде так называемых контактно-стыковых зон между производственными и селитебными образо­ваниями, многопрофильных градостроительных узлов, крупных зданий, совмещающих разные функции, других сооружений ком­бинированного назначения. Эту же тенденцию можно усмотреть в разных градостроительных ситуациях и формах освоения го­родского пространства, в том числе — в активном использовании подземного и надземного пространства. Все это, разумеется, не означает полного отказа от принципа разделения города на части различного функционального использования, но значительно развивает и, главное, обогащает этот принцип, возвращает город­ской среде отработанное веками интегральное ее качество.

Задачи градостроительной реконструкции в начале XXI в. должны воплотиться в перестройке районов массовой жилой за­стройки 60-70-х годов XX века, которые морально и физически устарели, но обладают выгодным градостроительным местопо­ложением, имеют социальную и инженерную инфраструктуру и таят в себе значительные ресурсы перехода на интенсивный тип развития городов.

Возможны два пути — модернизация зданий или полная, комплексная градостроительная реконструкция застройки. Реге­нерация (путем модернизации или замены) позволит достичь многомерного градостроительного эффекта: повысить социаль­ный статус обветшавших и ставших непрестижными районов, избавляя от появления новых трущоб; умножить разнообразие жилищ и типов застройки; радикально преобразовать архитек­турно-эстетические и экологические качества городской среды, привлечь инвестиции и капитал, а также стимулировать различ­ные формы участия населения в модернизации жилищ, улучшить структуру землепользования в городах и т.д. Все это позволит исключить значительное участие государства в реконструкции и способствовать запуску механизма экономического саморазвития городов.