Нынешняя ситуация может стать стартовой для осуществления новой научной градостроительной стратегии, которая предполагает быстрое или постепенное движение по нескольким взаимосвязанным направлениям:
- от жесткого функционального разделения города — к интегрированной планировочной структуре, признаки чего уже и сегодня можно увидеть в появлении разнообразных многофункциональных городских зон и комплексов, например, в виде так называемых контактно-стыковых зон между производственными и селитебными образованиями, многопрофильных градостроительных узлов, крупных зданий, совмещающих разные функции, и других сооружений комбинированного назначения. Все это, разумеется, не означает полного отказа от принципа разделения города на части различного функционального использования, но значительно развивает и, главное, обогащает этот принцип, придает городской среде новое качество;
- от политики массированного освоения свободных земель на окраинах — к инвестиционно-строительной активности на всей территории города, в разных градостроительных ситуациях и формах освоения городского пространства, в том числе — более активным использованием подземного и надземного пространства;
- от внешней экспансии — к реконструкции города в пределах всех территорий как главному направлению градостроительной активности, признаки чего явственно наблюдаются, например, в оживившемся строительстве в исторических центрах городов и в других т.н. «старогородских» районах. Значение этого явления трудно переоценить, поскольку именно с ним связаны надежды на комплексное обновление городов и городской среды во всех ее качественных параметрах — экологических, эстетических, культурологических, функциональных и т.д.;
- движение к более интенсивной т продуманной реставрации памятников культуры и архитектуры, а также технической и функциональной модернизации зданий и сооружений, что не в последнюю очередь связано с местной градостроительной политикой и усилением рыночных факторов инвестиционно-строительной деятельности в городах.
Прекращение избыточного территориального разрастания городов и переход к реконструкции должны заложить основы движения от экстенсивного к интенсивному типу роста города. При таком типе рост города (в разных видах измерения) сопровождается не прогрессирующим увеличением, а напротив удельным сокращением потребляемых ресурсов (территория, протяженность коммуникаций, энергопотребление и пр.).
При этом возрастают цели и значение движения от жесткого функционального разделения городской территории к интегрированной планировочной структуре города. Приметы интеграции городской структуры уже сегодня можно увидеть в появлении разнообразных многофункциональных городских зон и комплексов, например, в виде так называемых контактно-стыковых зон между производственными и селитебными образованиями, многопрофильных градостроительных узлов, крупных зданий, совмещающих разные функции, других сооружений комбинированного назначения. Эту же тенденцию можно усмотреть в разных градостроительных ситуациях и формах освоения городского пространства, в том числе — в активном использовании подземного и надземного пространства. Все это, разумеется, не означает полного отказа от принципа разделения города на части различного функционального использования, но значительно развивает и, главное, обогащает этот принцип, возвращает городской среде отработанное веками интегральное ее качество.
Задачи градостроительной реконструкции в начале XXI в. должны воплотиться в перестройке районов массовой жилой застройки 60-70-х годов XX века, которые морально и физически устарели, но обладают выгодным градостроительным местоположением, имеют социальную и инженерную инфраструктуру и таят в себе значительные ресурсы перехода на интенсивный тип развития городов.
Возможны два пути — модернизация зданий или полная, комплексная градостроительная реконструкция застройки. Регенерация (путем модернизации или замены) позволит достичь многомерного градостроительного эффекта: повысить социальный статус обветшавших и ставших непрестижными районов, избавляя от появления новых трущоб; умножить разнообразие жилищ и типов застройки; радикально преобразовать архитектурно-эстетические и экологические качества городской среды, привлечь инвестиции и капитал, а также стимулировать различные формы участия населения в модернизации жилищ, улучшить структуру землепользования в городах и т.д. Все это позволит исключить значительное участие государства в реконструкции и способствовать запуску механизма экономического саморазвития городов.