Естественный рельеф местности обычно не удовлетворяет требованиям движения транспорта а также требованиям благоустройства застроенных территорий:
· уклоны на запроектированных проездах могут превышать допустимые для нужных категорий дорог;
· если рельеф горизонтальный, то затрудняется отвод наземных вод.
Поэтому, параллельно с горизонтальной планировкой города составляют проект вертикальной планировки, предусматривающий искусственное изменение рельефа с целью приспособления его к застройке.
Обычно, планировку выполняют таким образом, чтобы:
· атмосферные воды имели по возможности свободный сток из кварталов на городские улицы и далее по ним в ближайшие водоемы или водостоки;
· проектные уклоны на проездах удовлетворяли требованиям движения транспорта.
Чертеж с нанесенными на нем проектом вертикальной планировки называют схемой вертикальной планировки.
Составляют схему в масштабе 1:5000-1:10000 с высотой сечения рельефа h= 1-2 м. На схеме показывают красные линии застройки, проектные отметки планировки в характерных местах, проектируемые улицы, направление стока воды, уклоны, расстояния до точек перегиба рельефа, фактические горизонтали, проектные отметки и отметки существующего рельефа, точки перегиба продольного профиля (рис. 75).
Утвержденная схема вертикальной планировки служит обязательным документом для всех ведомств, выполняющих застройку.
На основании схемы вертикальной планировки составляют технический проект в масштабе 1:1000 — 1:500. Кроме данных, указанных на схеме вертикальной планировки, на проект выписывают отметки «чистого пола» и изображают рельеф местности в виде проектных горизонталей. Наличие технического проекта дает возможность правильно заложить фундаменты зданий, трубопроводы и кабельную сеть при еще неосуществленной вертикальной планировки площадки.