Напишем:


✔ Реферат от 200 руб., от 4 часов
✔ Контрольную от 200 руб., от 4 часов
✔ Курсовую от 500 руб., от 1 дня
✔ Решим задачу от 20 руб., от 4 часов
✔ Дипломную работу от 3000 руб., от 3-х дней
✔ Другие виды работ по договоренности.

Узнать стоимость!

Не интересно!

Как и другие крупные государства с обширной террито­рией, большим населением и длительной историей развития, Россия имеет складывавшиеся веками систему расселения и сеть городов. Особенно быстрый темп и крупные масштабы урбани­зации имели место за последние 75 лет вплоть до 1992 г. Индуст­риализация и другие преобразования за этот период привели к созданию развитой инфраструктуры городов и крупных террито­риальных систем расселения, вывели страну в число наиболее урбанизированных в мире: 73% ее населения проживает в горо­дах и поселках городского типа (на 1.01.2000 г.). Сеть населен­ных пунктов страны насчитывает 1092 города, почти 2 тыс. го­родских поселков и 153 тыс. сельских поселений.

Мощная инерционность функционирования и развития урбанизированных систем расселения и городов в рамках госу­дарственных образований общеизвестна, с ней приходится счи­таться в решении возникающих проблем во всех странах мира. Огромное значение имеет факторы культурного развития, нацио­нальных традиций и т.д. Преобразования в системе расселения и градостроительства должны носить продуманный, постепенный и эволюционный характер, соответствовать объективным законам развития. В этом смысле Россия - органическая часть современ­ного развитого мира, все его проблемы - суть и ее проблемы. Но у страны есть и особенности текущего периода.

В последнее десятилетие XX века, начиная с 1992 г., Рос­сия вступила в период радикальных перемен своего политическо­го, экономического и общественного устройства. Принята новая Конституция РФ. Десятый год в России осуществляются ради­кальные преобразования в экономике и социальной сфере, кото­рые уже привели к глубоким переменам в жизни общества, но еще не завершены. Возрожден институт частной собственности. Осуществлена либерализация экономики и внешнеэкономиче­ской деятельности, пройден первый этап приватизации, ликвиди­рована система централизованного директивного руководства экономическим и социальным развитием, изменилась совокуп­ность социальных условий жизни россиян.

Проводимые и в целом успешные реформы пока еще не дали всех ожидавшихся экономических и социальных результа­тов, преобразования слишком сложны и по многим параметрам ситуация сохраняет проблемный характер. Сказывается и то, что в результате распада СССР для России возникли объективные геополитические, экономические и градостроительные проблемы - такие как нарушение целостности трансконтинентальных ин­фраструктур, потеря ряда крупнейших транспортных линий, уз­лов и портов, разрыв ряда стратегически важных транспортных направлений, обеспечивающих единство системы расселения.

Например, Юг Сибири - наиболее развитая ее часть - ли­шился многих связей с Центром. Соединявшая их сверхвысоко­вольтная линия электропередачи 1150 кВ «Канск - Экибастуз - Тамбов» оказалась за рубежом - в Казахстане. Там же остались две из трех связующих Москву с Сибирью железнодорожных ма­гистрали - Средсиб и Южсиб. Сохранившийся у России Транссиб на участке Омск - Екатеринбург не имеет ни провозной, ни про­пускной способности. На Дальнем Востоке вдоль границы Рос­сии зажглось ожерелье новых китайских городов, ориентирован­ных на хозяйственное освоение слабо заселенных Приморья, За­байкалья, Амурской области. Оценивая ситуацию в целом, не будет преувеличением утверждать, что развитие системы рассе­ления, укрепление экономической базы городов и расширение связей между ними становятся важнейшими условиями сохране­ния территориальной целостности России.

С 1992 г. ВВП на душу населения в России сократился более чем на треть. Основной причиной спада независимые за­падные исследователи называют неравные условия конкуренции (неравные налоговые льготы и освобождения, неодинаковые ставки и режим налогообложения, неравные условия распределе­ния земли и госзаказов - неравенство цен на энергоресурсы для компаний одной отрасли, неравенство административных требо­ваний, неодинаковое применение законов и неравные условия экспорта). Только одно устранение неравенства условий конку­ренции позволило бы России, по оценкам экспертов, достичь бы­стрых темпов экономического роста - до 8% в год.

В последние два года, после известных событий 1999 г., в экономике страны и регионов наметилась тенденция роста.

В качестве примера успешной экономической политики региональных властей эксперты приводят Новгородскую об­ласть. Ей удалось привлечь больше прямых иностранных инве­стиций на душу населения, чем большинству регионов. Причина - в упрощении административных процедур и технологии полу­чения земельных участков, а также предоставлении налоговых льгот инвесторам. С 1995 г. здесь наблюдается устойчивый эко­номический рост. (Заметим также, что Новгородская область яв­ляется пионером разработки новых методов правового регулиро­вания градостроительства, одной из первых заказав разработку и приняв для г. Новгорода систему правового градостроительного зонирования.)

Проблемная ситуация в России последних лет прямо от­ражается и в градостроительстве. Определенный спад в темпах роста переживает градообразующая база городов, прежде всего промышленность, наука, научное обслуживание и другие градо-формирующие отрасли. Заметно упали и производственные пока­затели, сдерживая экономическую базу развития городов. В северных и восточных районах закрываются многие градообра­зующие предприятия, отток населения достиг весьма значитель­ных размеров. За 1991-1997 гг. российский Север покинуло более миллиона человек. При этом из северных районов Восточной Си­бири и Дальнего Востока выехало примерно половина их жите­лей - около 750 тыс. чел.

В наиболее острых проявлениях производственная, эко­номическая и социальная ситуация привела к образованию зна­чительной прослойки городов, которые определяют как «кризис­ные города России». Согласно опубликованным исследованиям их общий список составляют более 300 городов - в этот перечень они попали из-за высокого уровня безработицы, падения произ­водства и сокращения населения (всего 215 городов, в основном малых); из-за тяжелой экологической обстановки (80 городов); а также в связи с политической нестабильностью и вооруженными конфликтами (10 городов). Предложена целая система мер по выводу этих городов из неблагополучного состояния.

Оценивая ситуацию в целом, неверно использовать поня­тие «кризис» для всей совокупности российских городов, ибо они более или менее устойчиво функционируют. Но положение в градостроительстве все же приходится характеризовать как остро проблемное по ряду позиций. Изучение позволяет выделить ряд ключевых моментов улучшения ситуации.